ВОСПИТЫВАЮЩАЯ СРЕДА ЛИЦЕЯ № 2
Воспитание и обучение — важнейшие функции современной школы. Однако вплоть до 2019 года общепринятой концепции воспитания не существовало в виде единого документа. Заполнить эту лакуну должна была примерная программа воспитания для учреждений общего образования. В течении двух последних лет она проходила апробацию в пилотных школах, в число которых в Перми входит лицей № 2. О новой федеральной программе воспитания и особенностях её реализации во втором лицее нам рассказала Екатерина Викторовна Кучукова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Отличительной особенностью новой федеральной программы воспитания Екатерина Викторовна называет гибкость и вариативность: «Это программа-конструктор, и школа должна на её основе создать свою концепцию воспитания, которая удовлетворит её возможности и потребности». Из 9 модулей программы 6 — инварианты, т. е. обязательны, в их число входят: «Классное руководство», «Урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Самоуправление», «Профориентация» и «Работа с родителями». «Остальные модули школа как бы «примеряет» на себя и решает, в какой форме они будут реализованы», — поясняет Екатерина Викторовна, — мы выбрали модули «Ключевые дела», «Детские общественные объединения» и «Волонтёрство».
Главным переосмыслением программы для лицея № 2 является смена ключевой фигуры воспитания: «В отличие от федеральной программы, для нас главная фигура не классный руководитель, а ребёнок, вокруг которого и формируется воспитывающая среда. Это позволяет ученикам лицея стать не потребителями образовательного и воспитательного контента, а его создателями». Вместе с тем, в лицее большой упор сделан на личную включенность учеников в классные и общешкольные дела — каждый лицеист может стать инициатором собственного ключевого дела, выйти с ним на уровень школы, района и даже города.
Воспитывающую среду лицея № 2 Екатерина Викторовна может оценить не только с позиции педагога, но и родителя: «Когда моя дочь попала сюда, она оттаяла, поняла, что учиться можно с удовольствием. Здесь каждый педагог видит ребенка, окружает его вниманием, человеческим отношением, уважением к личности, и это не громкие слова, это так и есть».
Маргарита Тихонова