Двойное внимание каждому – обеспечено!
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
– Александр Маркович, вы – школьный директор с почти четверть вековым стажем. Сравнивая свою работу «тогда» и «сейчас», многое ли изменилось в плане организации вашего рабочего дня?
– Что касается моего рабочего графика – он такой же, как и двадцать четыре года назад. На повестке у меня – ежедневная текущая работа: утренний обход здания школы и школьных служб, встреча учителей, детей и родителей перед началом занятий, плюс – плановые дела. Единственное, что изменилось – последние семь лет я не веду уроки, поэтому из моего рабочего дня ушли подготовка к занятиям и проверка тетрадей.
–Что по вашему мнению должна дать школасовременным детям?
– Самое главное – научить их достойно вести себя в обществе и помочь определиться с выбором будущей профессии.
–Какая основная миссия и в чём уникальность вашего учреждения? На каком месте среди школ Перми и края оно находится?
– В нашей школе учатся дети, профессионально занимающиеся спортом, и наша задача – дать им качественное общее образование в сочетании с углублённой спортивной подготовкой. Для учеников спортивных классов занятия проходят в режиме «полного дня» – и этим преимуществом мы гордимся особенно! Помимо изучения обязательных общих предметов у каждого ребёнка есть свой комплект дополнительных занятий на выбор: это спортивные дисциплины по киокушинкай каратэ, чир спорту, баскетболу и спортивному туризму, а также предметы культурно-эстетической направленности – китайский и японский языки, традиционная китайская живопись и японская живопись суми-э, каллиграфия, современные танцы и хоровое пение, актёрское и сценическое мастерство, японские стратегические настольные игры го и сёги. Всё это в комплексе и помогает нам гармонично развивать ивоспитывать юных спортсменов. По данным краевого Министерства образования и науки, в 2023 году по результатам обучения наша школа заняла шестое место в рейтинге обычных нестатусных школ.
– Можете ли вы сказать, что пермское школьное образование занимает ведущие позиции в России?
– Конечно, на сто процентов! Предметные результаты обучения у нас – одни из самых высоких в России. По подсчётам Рособрнадзора по итогам ГИА наш край входит в десятку регионов-лидеров, а Пермь – в тройку городов-миллионников.
– Как ведётся набор в классы?
– Если говорить о спортивных классах, то мы принимаем детей из всех районов города и не только – к нам ездят из ближайшего окружения Перми. Единственный критерий отбора –ребёнок должен иметь хорошую физическую подготовку и успешно сдать вступительные нормативы. По зачислению в общеобразовательные классы никаких ограничений нет. В первую очередь мы принимаем детей, проживающих на закреплённой территории, а также всех желающих из других районов города.
–Какие учебные заведения для поступления выбирают ваши выпускники?
– После девятого класса наши ребятаидут в колледжи строительной либо технической направленности, частично – в колледжи олимпийского резерва. Выпускники одиннадцатых классов поступают впермские ВУЗы – политехнический, классический и медицинский университеты. То есть несмотря на то, что основной упор мы делаем на спорте, они выбирают разные специальности.
–А много тех, кто уезжает учиться в другие крупные города?
– Такое решение принимают порядка десяти-пятнадцати процентов наших выпускников. Конечно, мы всячески стараемся сделать так, чтобы ребята оставались, жили и работали здесь. Хочется, чтобы они понимали – наш регион заинтересован в них после окончания ВУЗов!
–В спортивном классе тренердля юных спортсменов – ключевая фигура.Дети из одного спортивного класса тренируются все вместе?
– Нет. У каждой группы детей спортивного класса (не обязательно целого класса – это может быть часть или сборная нескольких классов) есть свой тренер. Он распределяет ребят на тренировки по уровню спортивной подготовки: есть продвинутые ребята – это члены сборных команд Перми и России, и есть физкультурники – как мы их называем.
–А как у вас обстоит вопрос с кадрами в целом? Сколько педагогов работает в вашей команде?
– Быть учителем никогда не было легко, а в современной школе – тем более. Поэтому проблема дефицита педагогических кадров была и пока остаётся нерешённой. Мы в этом вопросе не исключение. На сегодняшний день в школе работает порядка ста двадцати педагогов. Замечу, что из тысячи семисот наших обучающихся, семьсот ребят учится в двадцати трёх спортивных классах в режиме «полного дня». Это означает, что ребёнку-спортсмену требуется в два раза больше учительского времени и ресурсов. Одного такого ученика мы считаем за двоих!
–Современные родители вашей школы – какие они?
– Они хорошо знают свои родительские обязанности и воспитывают добрых и достойных людей. А мы им в этом помогаем.
–Несколько лет назаду вас появился корпус в микрорайоне Верхняя Курья. В чём отличие здешних пап и мамот родителей центральных районов Перми?
– В первую очередь, отношением к школе. Первые больше придерживаются традициям советской школы, вторым важно всё новое, трендовое. Поэтому моя основная задача как школьного директора – чувствовать время, принимать новое, при этом сохранять и продолжать школьные традиции.
–А какие школьные традиции есть у вас и на что они направлены?
– Традиционно посвящаем детей в спортсмены, проводим дни здоровья. Школьники очень ждут эти праздники, чтобы посоревноваться, порезвиться и подышать свежим воздухом. И обязательно вовлекаем в школьные события родителей, ведь мотивация ребёнка к учёбе во многом строится и на заинтересованности пап и мам.
–Что бы вы пожелали коллегам и ученикам вашей школы?
– Коллегам – здоровья и уважения. Детям – интересной и насыщенной школьной жизни, побольше активностей с друзьями за пределами интернета!
Гафурова Анджела