«Мальчики в спортивках…», или о современной школе изнутри
6 декабря 2019 года юнкоры газеты «Перемена-Пермь» взяли интервью у молодых учителей лицея №4 Дарьи Павловны Ворониной, преподавателя биологии, и Надежды Александровны Нестёркиной, преподавателя русского языка и литературы.
Сначала немного предыстории:
Дарья Павловна Воронина выросла в военном городке Сокол, её отец – военный. По первому образованию Дарья – биоэколог. Работала в редакции газеты «Перемена-Пермь», где поняла, что хочет и далее взаимодействовать с детьми: «Именно энергетика детская безумно привлекала, заряжала, мотивировала». Поэтому 4 июня 2019 года она пришла в 4 лицей, где сейчас и работает, параллельно обучаясь на педагога-психолога. «В педагогике я вижу очень большой смысл и желание помогать детям расти, находить себя», отмечает Дарья.
Надежда Александровна Нестёркина: «Вот знаете, в детстве многие играли в школу, изображали её работу. Я в этих играх всё время была учительницей и, как я люблю говорить, заигралась». После школы Надежда сразу пошла в педагогический вуз.
Легко ли быть преподавателем?
«Готовится к урокам нелегко, общаться с детьми – тоже, ведь дети бывают разные. Работать с 8:30 до 20:30 – нелегко тем более, а потом ещё тащить тетради домой для проверки. Но я не смогла бы заниматься другим, каким-то более монотонным делом. Для меня это сложно…», – Надежда.
«Я бы не сказала, что работать в школе легко или сложно. Это где-то посередине находится. Каждый день – новые приключения. С утра дети бегут к тебе, у них какие-то вопросы, комментарии, они что-то тебе рассказывают – с этой стороны легко, потому что они тебя поддерживают морально. Когда ты в таком активном режиме, особенно к концу четверти, когда бесконечные контрольные которые надо проверять, когда начинаются конфликты с детьми – вот тут уже нелегко. Самое важное, что я поняла за время работы – надо проще ко всему относиться (…) Тогда действительно будет казаться, что больше лёгких моментов», – Дарья.
Есть ли у вас ученики-друзья? Как вы к ним относитесь?
Надежда дружит с выпускниками, если они сами хотят продолжать общение после школы. Но, помимо этого, её могут спросить о личном и действующие ученики. «Дружба начинается, когда ученик становится интересной личностью для учителя».
У Дарьи ещё нет явной дружбы с учениками, так как она работает с детьми среднего звена. Но в неурочное время дети могут прийти и поговорить на волнующие их темы.
Что бы вы хотели изменить в методах преподавания?
«Убрать излишнюю документацию. Отчётов больше, чем реальной работы», – считают оба учителя. Надежда рассказывает, что в первый год её работы в лицее действовал литературный клуб сродни «Обществу мёртвых поэтов». Когда об этом узнала администрация, Надежду и детей заставили писать программу, готовить сертификаты участия и т.д. Ходить больше никто не стал, так как пропала интимность, неформальность обстановки.
Достойно ли оплачивается ваш труд?
«Больший стимул работать в школе – это отзывы детей, отдача от них. Зарплата достойная, на неё можно спокойно прожить и даже иногда шиковать, но хотелось бы больше. Также существуют различные надбавки молодым учителям, подъёмные те же – если ты приходишь работать сразу после окончания педагогического вуза, то тебе платят 60 тысяч рублей», – говорит Дарья.
Из-за чего хотелось уволиться?
«Уроки не могут у детей не вестись – если вдруг учителя заболели или резко уволились, то все часы распределяются между другими учителями-предметниками. Ставка по закону – 18 часов в неделю. Я обычно работаю 30 с лишним часов. Однажды нам раскидали почти по 40. Естественно, хотелось уволиться, потому что ну зачем ты будешь вкалывать? Я не ушла, потому что мои коллеги – это мои друзья, и если ещё и я уйду, то им ещё больше часов достанется. Поэтому мы стойко тянули эту лямку до конца года», – рассказала Надежда.
«У меня больше конфликтов больше с родителями, чем с детьми. Они бывают непонимающие, говорят в лицо, что ты училась в вузе, ты должна сама знать, ты должна детей любить, что мой ребёнок – самый лучший, а дальше выкручивайтесь сами…», – поделилась Дарья.
Кем должен быть учитель для своих учеников?
«Педагог должен быть ближе к взрослым. Ребёнку нужен авторитет, которому ты можешь довериться, рассказать что-либо. Но это всё равно должен быть взрослый человек. Учителя воспитывают своим примером. Лучшие учителя – это, прежде всего, харизматичные люди, поскольку посредственность воспитывает посредственность. Надо просто дать хороший пример ребёнку», – ответили наши учителя.
Как вы относитесь к школьной форме?
«Она дисциплинирует. Тем более что у нас нет определённой школьной формы – есть просто официально-деловой стиль. Это тоже метод воспитания – то как ты себя преподносишь, в том числе и в одежде. Мне кажется, что это правильно. Тем более я выросла в семье военных, где форма – это приоритетная вещь в принципе», – считает Дарья.
Надежда: «Я понимаю стремление к удобству, когда ты выбираешь вместо блузки водолазку, или решаешь надеть футболку под пиджак (…) Вот если захотелось одеться шокирующе, это другое дело. Я считаю что это неуместно в школе. Больше всего мне не нравятся мальчики в спортивках, и девочки, которые выглядят вульгарно. Но, по большому счёту, цветные волосы не мешают тебе думать», – уверена Надежда.
Об электронном дневнике учителя отзываются очень хорошо, считают, что он очень удобен. «Он упрощает жизнь». Но всё же, на взгляд педагогов, нужно оставить ученикам и бумажный дневник, пусть и видоизменённый, например, в виде ежедневника.
Вероника Ефимова,
юнкор Детского информационного агентства,
Кондратовская средняя школа