ПУТЬ ПЕДАГОГА: ДОВЕРИТЕЛЬНОСТЬ, УВАЖЕНИЕ И СОПЕРЕЖИВАНИЕ

15 марта 2021 , 09:20

«Нельзя оставаться безразличным» – важные слова для любого человека, который собирается стать учителем. Елена Васильевна Яковлева, преподаватель русского языка и литературы, почти 18 лет работает в гимназии № 4, но её энтузиазм, «огоньки» в глазах при упоминании учеников и выпускников всё ещё не угасли. Как у педагога получается сохранять неподдельный интерес к обучению ребят и что она делает, если не всё идёт по плану?

   

Как наладить атмосферу в учебном коллективе и что нужно делать для её сохранения?

 Мне кажется, это довольно сложный, но важный процесс. Многое зависит от совместного отдыха и того, как мы проводим время вне уроков. Например, мы с ребятами всегда  много путешествуем не только по городам Пермского края, но и по России. Когда ребят связывают общие впечатления и переживания, между ними складываются более доверительные отношения. Очень часто вместе с нами в путешествие  отправляются ребята из других классов гимназии.  Кроме того, у нас  есть традиция организации летних исследовательских экспедиций и трудовых разновозрастных отрядов, мы участвуем в различных волонтёрских акциях, и здесь тоже открывается возможность узнать что-то новое, обрести новых друзей. И очень  радостно наблюдать, как потом, во время школьных будней, ребята общаются друг с другом.

Я являюсь классным руководителем сразу в двух классах  одной параллели уже не первый год, поэтому очень важно было наладить общение  между учениками этих классов. Общие праздники, интересные поездки, классные часы, походы в театр и на выставки – всё это является теми ступеньками, которые помогают детям открывать друг в друге новое - ребята начинают более тесно общаться, им начинает нравиться быть вместе.

Что ещё может стать толчком для общения в наше время, когда дети во время школьных перемен «отдыхают» от урока, играя в компьютерные игры? Идешь порой по школьным коридорам и видишь, что на диванчиках сидят дети – каждый со своей игрой, закачанной в телефон. Предложила родителям подарить детям на Новый год различные настольные игры. Так в кабинете появились шахматы, настольные игры «Десятое королевство», «Эволюция», и началось живое общение: все перемены наши знатоки правил игры обучали тех, кто встретился с шахматами впервые, играли все перемены, возвращались доигрывать незаконченные партии, строили башни, искали ответы на вопросы. И всё это тоже работало на сплочение детей.   

  

Вы упомянули совместные поездки и мероприятия, на которые ходите со школьниками. А какие из них, на Ваш взгляд, больше всего впечатлили ребят?

– Как я уже сказала, их было много. Стараюсь каждый год придумывать что-то новое, но неизменной традицией у нас является поездка в Санкт-Петербург на обучение во Всероссийской филологической школе. Занятия в  ВФШ позволяют ученикам не только посетить музеи Санкт-Петербурга, послушать лекции известных вузовских преподавателей – авторов школьных учебников, но и научиться выполнять сложные задания олимпиадного характера. Опытные преподаватели учат секретам работы с текстами разных жанров, показывают, где может реализовать свои интересы выпускник, увлечённый литературой и языками. Например, программа последней очной сессии  была выстроена таким образом, что дети попробовали себя в роли блогера, переводчика, писателя, журналиста. А некоторым удалось поработать в прямом эфире на «Детском радио» Санкт-Петербурга. Опыт незабываемый!

 О наших путешествиях ребята постоянно вспоминают, но для каждого самой-самой интересной является та, где он получил самые яркие впечатления. Если говорить о самой запомнившейся  поездке, о которой ребята всегда тепло отзываются, то это  экскурсия по маршруту «Минск - Брест». Мы были  в Брестской крепости 21 июня, когда войска Беларуси готовились к параду в честь памятной даты начала Великой Отечественной войны. В музее, посвящённом жизни офицерских семей Брестского гарнизона, о страшных днях и ночах июня 1941 года рассказывали экспонаты - молчаливые свидетели того времени: пробитая пулей каска, оплавленные от огня кирпичные стены, чья-то игрушка… А когда зал музея погрузился во тьму и мы услышали звуки пикирующих самолётов, после которых последовали яркие вспышки и звуки разрывов бомб, стало по-настоящему жутко. Затем мы оказались в Хатыни, где услышали рассказ о судьбе сотен белорусских деревень, которые были сожжены вместе с жителями. Десятки тысяч детей, стариков, женщин, заживо сожжённых, без какой-либо надежды на спасение!.. Экскурсия закончилась, дети медленно  шли в полнейшей тишине, затем обед в кафе – никто не проронил ни слова. Это было настолько необычно: они, конечно, воспитанные дети, практически всегда внимательно слушают экскурсовода, но, переходя из зала в зал, могут обмениваться репликами, а здесь – долгое молчание. И только когда мы вернулись в автобус, начались вопросы: «А детей, стариков – за что?» Разговоров хватило надолго. Мне кажется, в наше непростое время такие экскурсии в знаковые для нашей страны места просто необходимы.

  

Какие методы воспитания, общения со школьниками Вы посоветуете? Что важно в работе с ними?

– Как я уже отметила выше, главное – доверие между учителем и учеником. Именно доверие, а не заигрывание; отношение к ученику как к взрослому. Когда объясняешь детям свою позицию – объясняешь, а не навязываешь, -  они начинают лучше понимать взрослых. Иногда приходится помогать  наладить отношения между учащимся и его родителями, ведь обстановка в семье очень влияет на становление личности ребёнка: на его поведение, успеваемость, характер общения со сверстниками и взрослыми.  

Мы живём в сложное время: многие родители заняты карьерой, заботой о благополучии семьи. Общение между детьми и родителями очень фрагментарное, и общих тем для разговоров в семье очень мало. Именно поэтому всегда предлагаю родителям ходить с нами на спектакли, на выставки, путешествовать с нами, потому что общие воспоминания и впечатления  объединяют людей. И действительно, подобные события их сближают, и ребёнок меняется на глазах. А родители, побывав однажды вместе с нами на экскурсиях, по мере возможности продолжают вместе с детьми познавать прекрасное, открывать новые уголки нашей страны вместе со своими детьми.

Елена Калегина


Читайте также
СЕГОДНЯ – АМБИЦИОЗЕН, А ЗАВТРА – УСПЕШЕН
28 апреля, 19:55
Именно так звучит девиз муниципального конкурса среди молодых педагогов Перми «Амбициозен». И в этом году конкурс состоялся в юбилейный пятый раз.
Подробнее
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее