СЕМЬЯ И ДОУ: В ПОИСКАХ МЕХАНИЗМОВ СОТРУДНИЧЕСТВА
«Дошкольное детство» – уникальный период в жизни человека, когда осуществляется интенсивное развитие личности. В то же время это тот период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Именно от того, насколько слаженным и органичным будет взаимодействие семьи и ДОУ, зависит то, какими счастливыми и вовлечёнными будут дети.
Классическими формами сотрудничества принято считать родительские собрания, открытые занятия, дни открытых дверей, личные доверительные беседы, информационные стенды и буклеты. Всё это есть в наших садах, работает и даёт определённые результаты. Вопрос в другом – насколько высока степень эффективности такого взаимодействия?
Правомерно говорить об эффективности лишь в тех случаях, когда:
- растёт активность родителей на уровне конкретной помощи и участия в праздничных, спортивных мероприятиях и других видах деятельности ДОУ;
- увеличивается количество вопросов родителей к педагогам и усложняется их содержание;
- повышается авторитет педагога и других работников ДОУ;
- снижается количество претензий и степень агрессивности родителей и педагогов по отношению друг к другу, благодаря чему меньше спорных и конфликтных ситуаций в работе;
- у родителей присутствуют солидарность и оптимизм, а также ощущение ими своей ответственности в решении проблемных вопросов, касающихся воспитания, развития и обучения ребёнка.
Современный родитель склонен к активной позиции и готов проявлять инициативу в процессе сотрудничества. Именно таким запросам отвечают инновационные формы и методы взаимодействия с родителями.
В формате семейного клуба родители могут активно общаться о какой-либо волнующей их проблеме, высказывать своё мнение и обмениваться опытом. Заседания клуба можно проводить в форме деловой игры, круглого стола, тренинга и игр с педагогическим содержанием. Тематические акции, посвящённые традиционным праздникам (День Матери, День Победы и т. д.), решают задачи трудового и патриотического воспитания. Тренинги в условной игровой обстановке помогают родителям обогатить арсенал своих воспитательных методов общения с ребёнком. Работа игротехников в холлах и кабинетах детского сада позволит выстроить неформальное общение с родителями, а также затронуть темы воспитания и развития детей.
И хоть дистанционный формат общения занимает сегодня лидирующие позиции, настоящий педагог всегда выберет именно тот механизм взаимодействия с родителями, который поможет сделать жизнь детей в детском саду ярче, полезнее и радостнее!
Марина Шархатовна Маракова,
воспитатель МАДОУ «Эрудит»