ЕЛЕНА МАЛКОВА: "Я СЕБЯ НАЗЫВАЮ "ОПЫТНАЯ МОЛОДЕЖЬ"

2 мая 2023 , 14:15

К нам в редакцию в начале апреля пришла в гости Елена Вячеславовна Малкова, директор Фонда грантов губернатора Пермского края. Легкой походкой забежала в редакцию с виду девочка-подросток: джинсы, рубашка, короткая стрижка.

 

Она сказала: «Молодость – это не про возраст, а про систему ориентиров.Мой круг общения – молодые люди до 30 лет.  Я себя называю «опытная молодёжь». Одеваюсь в их стиле, слушаю их музыку…».

 

Интервью у гостьи брали юнкоры. Заготовленных вопросов у них не было. Диалог получился откровенным, временами – сложным из-за поднимаемых тем, иногда – назидательным (что скрывать), а иной раз – очень личным. Публикуем самые интересные отрывки из интервью.

 

ЗНАКОМСТВО

 

Елена Малкова: Я не только директор Фонда грантов губернатора, а еще и эксперт федерального уровня по вопросам молодёжной политики. По первому образованию - бухгалтер автомобильного транспорта. Потом поступила на философа. Защитила диссертацию. Работала в коммерческих компаниях. Но никогда не уходила из университета. Всегда преподавала философию. А с 2011 года стала  заниматься программой подготовки по направлению  «организация работы с молодёжью». Я - мама. Моей старшей дочери 21 год, а сыну - 6 лет.

 

Илья: А школьники могут участвовать в грантах?

 

Елена Малкова: Есть конкурсы, в которых могут с 14 лет. Но надо ещё договориться с родителями, потому что они являются официальными представителями несовершеннолетних. Но чтобы делать проекты – надо верить в себя и брать на себя ответственность. Ребята, а в вас верят ваши родители?

 

Таисия: Уверена, что в меня верят.

 

Катя: Меня не поддерживает семья. Когда я участвую в конкурсах, мама не верит в мою победу.

 

Елена Малкова: Моей дочери часто казалось, что я в неё не верю. На самом деле это не так. Родители нас предостерегают, что показать, что нужно быть готовым к проигрышам. Когда трудно, просто попросите поддержки. Даже я в ней нуждаюсь. Моя дочь мне пишет в телеграме:  «Ма, ты - самая крутая!». И это дает ресурс. Вообще, потребительская культура привела к тому, что безусловная вера в кого-либо перестала существовать как ценность и превратилась в бартер. Все продается и покупается. И часто это слышно от родителей. Я тебя люблю, потому что ты такой успешный, модный…

 

ПРОЕКТЫ МЕНЯЮТ ЛЮДЕЙ

 

Наталья Ханова: А вы замечали, что многие взрослые не верят в себя, в свои силы…

Елена Малкова: Они не чувствуют себя счастливыми. Счастливый человек верит в себя, ориентирован на позитивный исход в любой ситуации. У человека, неудовлетворенного жизнью - нет успешности. Недавно я выступала в Саратове на научной конференции. Она была связана с поиском методов, формирующих позитивное мышление у студентов. Замечено, что к третьему курсу у студентов падает вера в собственные силы. И, кстати, педагоги сильно на это влияют. Поэтому я рассказала, как участие в проектах делает молодых людей … «всемогущими». У них исчезает негативистское мышление. В проектах они достигают целей, понимают, что могут влиять на людей, на их благополучие. Человек в проектировании приобретает радость изменений. Он может менять. В жизни любого человека, независимо от возраста важна роль наставника. Поэтому отдельно нужно работать с учительским сообществом с точки зрения открытости миру и его возможностям.

 

Катя: А разве школа не ограничивает педагогов?

 

Елена Малкова: Школа - учреждение с определённой системой вертикали. Педагог испытывает давление: бюрократическое, общественное. Он начинает сам себе ставить ограничения, будучи при этом увлечённым человеком! Всегда есть базовый стандарт. Его ученики должны показать уровень знаний в соответствии со стандартами. А потом все остальное! Я бы посоветовала педагогам не предавать свои интересы, сверяться со своими ценностями. А чтобы в школе все казалось возможным, надо много общаться, пропускать через себя новый опыт. Это помогаетв ситуациях, когда тебе говорят: «Это невозможно». Ты говоришь: «В смысле? Я знаю, что возможно. Я видела. Я участвовала. И это было возможно при таких-то условиях».

 

 

ГЛАВНОЕ – СОХРАНЯТЬ ДОСТОИНСТВО

 

Наталья Ханова: Елена Вячеславовна, а каков главный урок, которому научила Вас жизнь?

 

Елена Малкова: Жизнь очень длинная. И в разные периоды своей жизни ты можешь встретиться с человеком, с которым разошёлся в конфликте на предыдущем этапе. Поэтому, какие бы ни были ситуации, важно иметь самообладание. Понимать, что ты с этим человеком можешь встретиться в других обстоятельствах, в других позициях,  в другое время. И ты должен оставить о себе то впечатление, которое ты хочешь оставить. Самое сложное – сохранять достоинство человеческое (личное) и профессиональное. Идти в этом до конца. Человек может совершать поступки, говорить тебе какие-то слова, будучи зависим от каких-то обстоятельств, которые тебе неизвестны.

 

Олеся: Как Вы считаете, доброта – это проявление слабости человека?

 

Елена Малкова: на мой взгляд, доброта – проявление силы человека. Точно не слабости. Но не всякий может себе позволить быть добрым. Например, человек, который ограничен в интеллектуальном развитии, в гуманитарной культуре. Доброта не связана с выполнением профессиональных обязанностей. Это качество души. Человек может быть строги жёсток на работе, нодобр по натуре. Мне кажется, мы доброту воспринимаем, как слабость. Надо быть сильным, чтобы несмотря на возможное сопротивление и непонимание, нести в себе ценности добра и справедливости.

 

- Олеся: А суицид – проявление слабости или силы? Как Вы считаете?

 

Елена Малкова: это не вопрос силы или слабости. Это вопрос отсутствия воли к жизни. Иногда это технологии влияния на людей, на массовое и индивидуальное сознание. Жить всегда сложнее, чем уйти из жизни. Когда ты остаёшься жить, тебе нужно иметь волю и силу, чтобы распутать тот клубок, который тебя подталкивает к этому решению. Конфликт с миром в подростковом возрасте – это норма.

 

Таисия: А слёзы – показатель слабости?

 

Елена Малкова: Нет. Это всего лишь функция организма. Поплачешь и становится легче. Недавно я плакала, потому что мне казалось, что не справляюсь с какими-то задачами. Тихонечко поплакала. Встала и пошладальше справляться.

 

Таисия: Я спросила про слезы, потому что на соревнованиях видела, как тренер ругал девочку и говорил, что «нельзя реветь, что вылетит с конкурса».

 

Елена Малкова: Люди по-разному выражают своё внутреннее беспокойство. Тренер, видимо, тоже не справился с эмоциями, не хватило педагогического мастерства. Иногда люди плачут, чтобы снять напряжение. После победы, слышала, многие спортсмены плачут. Тяжело, когда тебе запрещают плакать. И тут только одно – идти, и кричать под мост, в лес, бить подушку, боксерскую грушу. Человек в расслабленном состоянии достигает большего, чем в стрессе. Я видела, как сильные мужчины плачут. У всех есть эмоции. Другое дело, что надо вовремя остановиться, взять себя в руки и бежать (читай – жить) дальше!

 

Наталья Ханова,

Юнкоры Екатерина Князева, Олеся Полыгалова,

Таисия Копылова, Илья Жидков


Читайте также
«РАВНЫЙ СТАРТ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ИЗ ПРИЮТОВ И ДЕТСКИХ ДОМОВ
1 мая 2023 , 16:52
Мария Молодчик уже несколько месяцев является наставницей для девочки из детского дома. Она помогает ей найти себя, подготовиться ко взрослой жизни и просто находиться рядом, как настоящий друг, который всегда может выслушать и поддержать.
Подробнее
ЗАЧИНАТЕЛИ ДОБРЫХ ДЕЛ
25 апреля 2023 , 13:47
Эксперты научат руководителей НКО создавать и продвигать личный бренд. Благотворительный фонд «АиФ. Доброе сердце» запустил мотивационную образовательную платформу «Удивительные люди».
Подробнее
«АПТЕКАРИ БУДУЩЕГО» СНОВА В ДЕЛЕ!
27 апреля 2023 , 19:42
19 апреля состоялась поездка в Орду в рамках проекта «Аптекари будущего в крае» организованным АНО ДПО «Центр проектов «Переменим»» совместно с ПГФА для учащихся МБОУ «Ординская СОШ» и МКОУ «Ашапская общеобразовательная школа-интернат».
Подробнее