МАЛЕНЬКИЕ РЕДАКЦИИ: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Однажды один ребёнок из маленькой редакции написал мне: «Журналистика оказалась очень понятным и доступным делом…» Сначала я, конечно, посмеялась – не со зла, просто позавидовала той лёгкости, которая присуща мышлению большинства детей, а потом задумалась – действительно ли это такая понятная и доступная работа, которую может выполнять каждый?
Практически ежедневно я работаю с детскими коллективами: веду маленькие редакции в школах, организую их работу, контролирую процесс написания материалов и, конечно, приоткрываю для ребят дверцу в большой и интересный мир журналистики. Могу точно сказать, что не для всех она открывается легко и «без скрипа».
В каких-то школах ребята больше настроены получать практические знания. Например, их интересует, как написать небольшую заметку для группы или как вести свой блог. Теоретическую часть занятий (довольно важную составляющую подготовки к освоению профессии) школьники слушают со скучающим видоми тут же достают любимый смартфон. Приходится искать выход: что-то менять в плане урока, добавлять больше практики и рассказывать примеры из жизни – так ведь интереснее и нагляднее.
В других школах порой видишь совершенно иную картину. Пускай ребят и немного, зато в них столько энергии, столько энтузиазма и решимости, что хватит на целую «взрослую» редакцию. Любая тема урока вызывает у детей восторг и желание как следует разобраться в материале. Есть возможность рассмотреть каждого ребёнка «вблизи»: кто-то пропускает тренировку, чтобы попасть на занятие, а кто-то приходит после восьми уроков в школе и всё равно включается в рабочий процесс. С такими учениками и сам по-новому открываешь для себя журналистику.
Как и в любой другой работе,здесь не обходится без трудностей. Если все сроки сорваны, то материала нет. Ответ практически всегда один: «Не получилось». «Ну как так?!» – думаешь ты, хватаясь за голову. А потом вспоминаешь, как и у тебя когда-то не получалось, как и тебе мысль не шла в голову. Остаётся лишь помогать, ещё раз подсказывать, объяснять и разговаривать, ведь ты, взрослый, – поддержка и опора для ребёнка. Если ты не успокоишь, не вселишь уверенность ине похвалишь, то кто тогда это сделает? Быть примером – достаточно сложно, но это необходимо для того, чтобы помочь детям реализовать себя в том, что им интересно.
Любимая часть работы маленькой редакции – это, конечно, выпуск школьной газеты. Ребята заворожённо всматриваются в свои материалы и просят забрать номер домой, чтобы похвастаться перед семьёй (у детей стоит поучиться радоваться своим достижениям!). Педагогу в этот момент остаётся лишь пожинать плоды своих трудов: смотреть на счастливых юнкоров и приходить в восторг от каждого выпуска вместе с ними.
«Я не могу научить, но могу помочь научиться», – сказал однажды мой преподаватель. Я часто прокручиваю эту фразу в голове. Сегодня я прихожу к выводу, что самое важное в моём деле – не пропустить «огонёк» заинтересованности в глазах ребёнка, распалить его и, поддерживая в подопечном искренний интерес к делу, показать, как много в нашем мире необычного и увлекательного. Моя цель: «смазать маслом» ту самую дверь в мир знаний, чтобы каждый юнкор мог смело сказать, что журналистика – это доступно, журналистика – это интересно.
Татьяна Сукрушева