ПЕРВЫЙ РАЗ В ШКОЛУ? К ЧЕМУ БЫТЬ ГОТОВЫМ МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
В 2022 году рынок труда пополнился новоиспечёнными выпускниками педагогических университетов, а это значит, что с 1 сентября ученики школ увидят обновлённый учительский состав. Но что же скрывается за этим? К чему быть готовым молодому специалисту?
Конечно, безусловным плюсом являются целых две практики, которые студенты университета проходят в течение обучения. Для некоторых в это время открываются новые горизонты, а кто-то понимает, что преподавание – не его конёк. Но будем честны: на практике вам дают один-два класса, вы ведёте парочку уроков в день, а в школе на вас сразу же свалится счастье в виде ставки (в лучшем случае) или даже 1,5.
К урокам первое время придётся готовиться очень тщательно, это будет отнимать уйму времени, но без этого никак. Поэтому сразу совет: составляйте методическую копилку своих наработок. В следующем году вам будет уже проще, так как определённый набор презентаций, конспектов уроков у вас уже будет. Здесь же можно и нужно прикупить книжечку с поурочными разработками или поискать подобные в интернете. Так будет гораздо проще на первых порах, однако надо понимать, что у вас свой темп, у класса свой темперамент, и вы можете проходить программу быстрее или медленнее, то есть ваш урок должен быть неким конструктором, который можно достроить или убавить в процессе. Уже через какое-то время вы поймёте, сколько упражнений и заданий способен осилить класс, поэтому станет легче.
Второе, с чем вы столкнётесь – это расписание, которое не всегда будет вам приятно, но тем не менее, к нему стоит привыкнуть. Хорошо, если вы ведёте уроки в одну смену, но так бывает редко, поэтому вы можете морально подготовиться к полноценному дню в школе, да ещё и с окнами. Окна вы, конечно, можете занять подготовкой к новым урокам или проверкой каких-нибудь работ. Но и про чаёк с печеньками не забывайте!
В школе могут возникать разные ситуации, к которым в университете не готовят: например, учебная пожарная тревога. Внимательно слушайте в эти моменты указания администрации, не поддавайтесь панике и запоминайте алгоритм действий.
Другие ситуации связаны с детьми. Что делать, если на уроке ребёнок ведёт себя агрессивно? Если кидает что-то в одноклассников, бойкотирует урок или вдруг резко начинает плакать? Тут вам пригодятся знания возрастной психологии, но главное – не перегибать палку и быть человечным. Постарайтесь понять мотивы поведения ученика. Если всё совсем плохо – звоните завучу, социальному педагогу. Помните, что выгонять из класса ученика или оставлять класс один ни в коем случае нельзя. Школа точно научит вас самообладанию (а на первое время можно запастись «Валерианкой»).
Конечно, немаловажный момент в школьной адаптации для молодого педагога – это коллектив. Как правило, ближе всего общение происходит внутри методического объединения, то есть группы таких же, как вы, учителей-предметников. У них можно многому научиться! Руководитель МО может посещать ваши уроки, а также вы можете договориться о посещении уроков коллег, чтобы посмотреть, как опытные учителя применяют те или иные приёмы, методики и технологии, как реагируют на внештатные ситуации, поддерживают дисциплину.
Кому страшнее: первокласснику или молодому специалисту? Даже не знаю, какой ответ будет правильный, однако чем быстрее вы поймёте, что вы не одни, что в школе у вас есть помощники, тем быстрее пройдёт адаптационный период.
Валерия Симпатова
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми