КАК ВЫЖИТЬ С КЛАССНЫМ РУКОВОДСТВОМ МОЛОДОМУ СПЕЦИАЛИСТУ?
Работа в школе для многих является не только отведением своих часов по предмету, но и полноценной второй жизнью с твоей второй семьёй – классом. И, давайте будем честны, чаще всего классное руководство не выбирают, его просто дают. При этом хорошо, если вас не ставят перед фактом 31 августа, а всё-таки немного готовят, знакомят с классом.
У меня произошло так, как во втором случае: я заранее знала, что в 2017 году 1 сентября встречу свой первый пятый класс, заранее пообщалась с их первым учителем и заочно познакомилась с детьми. А вот что было дальше – 5 увлекательных лет, которые завершились 28 июня выдачей аттестатов уже взрослым 9-классникам. Но тогда, в 2017, я и представить не могла, что меня ждёт.
Первым делом нужно не бояться общаться с родителями класса, не отталкивать их от жизни ребят, то есть не возводить непроходимые стены. Помните, что ваши лучшие союзники – это родители. Они не меньше вашего заинтересованы в качественном детском досуге, готовы помогать с организацией внеклассных мероприятий – а это очень важно и помогает наладить отношения в коллективе. Родителей важно слушать, иногда просто выслушивать, то есть давать им понять, что вы готовы к диалогу. Конечно, нужно сразу оговорить определённые границы, то есть, допустим, вы отвечаете на звонки и смс в ваше рабочее время, а если случилось что-то срочное – то и после работы, причём к этому «срочному» не относятся внезапная двойка или забытое домашнее задание. Все эти вопросы, как правило, решаются в первое время классного руководства, а далее переходят в понятный всем и комфортный режим общения.
Конечно, пятый класс – как первый, потому что всем всё в новинку: вам – дети, детям – вы и разные учителя, хождения по кабинетам и так далее. Здесь вы столкнётесь с тем, что школьникам и их родителям надо будет дать время на адаптацию к новым реалиям, к тому, что у каждого учителя свои требования, к тому, что у стабильного отличника внезапно появилась «4» и так далее. Как же при этом сохранить дружелюбное отношение в классе? И тут на помощь приходят классные часы, уже упомянутые внеклассные мероприятия и даже система проектной деятельности. Причём классные часы нужно проводить каждую неделю, выстраивая их в определённой тематической последовательности, актуальной для вашего класса, возраста детей и их запросов. Так вы сможете отвлечь ребят от насущных проблем, узнать их лучше и дать им возможность узнать лучше себя. Конечно, конфликты случаются, но чаще всего они ограничиваются формулой «в меня кинули бумажку, помогите». Здесь важно не обесценивать проблемы ребят, так как для них прямо сейчас это жизненно важно! Опять же, включаем талант слушателя, а не игнорируем происходящее.
Конфликты будут разными на протяжении взросления класса: вы наверняка столкнётесь и с неразделённой любовью, и с предательством, и просто с буллингом. Не закрывайте на это глаза! Консультируйтесь с завучем по воспитанию, социальным педагогом и администрацией, создавайте службу примирения класса, обсуждайте проблемы с детьми, но никогда не выносите их истории на всеобщее обозрение.
Не забывайте и о том, что с классом важно проводить время вне стен школы. Посещайте тематические выставки, выезжайте на природу и устраивайте там Дни Здоровья, организуйте совместные поездки в другие города. В автобусе можно дружно спеть песню или сыграть в какую-нибудь игру. А ваши главные помощники – родители. Конечно, в классе всегда будут более свободные по времени родители и чрезвычайно занятые, однако вы всегда сможете найти себе помощников в дорогу. Кстати, замечательным отдыхом будут и выезды в лагеря на выходные, например, в «Новое поколение» или «Нечайку», там же вам уже организуют досуговые мероприятия.
Обсуждать подобные поездки лучше всего на родительских собраниях, которые у вас будут проходить раз в четверть. Так вы сможете обсудить все варианты, посмотреть отзывы на ту или иную поездку, ознакомиться с фотографиями и выбрать наилучший вариант. К сожалению, на родительских собраниях тоже бывают конфликты, которые чаще всего связаны с поведением или успеваемостью. Допустим, в средней школе математика делится на алгебру и геометрию, и тут программа усложняется, ребёнок может «поплыть» в отметках. Кто же виноват? Ребёнок? Учитель? Вы? Вот это сложная ситуация, в которой ищут виноватых, и так «удобно» выставить виноватым учителя-предметника, однако важно оговаривать меру ответственности самого ребёнка, задавать вопрос: а что сделал ты, чтобы понять материал? Сколько времени ты отводишь на уроки? Подходишь ли ты к учителю за консультацией, если что-то не понял? От ответов зависят дальнейшие действия, но большинство детей не подходят к учителю и не пытаются сами разобраться в теме, а просто обижаются и думают, что учитель слишком строг. Это, конечно, приводит к печальной картине и большим пропускам в знаниях. Классному руководителю в таких случаях вновь предстоит выслушать всё, что говорят родители, но ни в коем случае не обсуждать своих коллег на собрании. При необходимости вы можете пригласить на собрание завуча, если понимаете, что ситуация «набирает обороты». Помните, что сплетни о других учителях приведут вас явно не туда, куда вы хотите.
Да, обсуждать вопросы можно и в родительских чатах, но лично я сделала по-другому: я отправляю родителям всю важную информацию в нашу группу во ВКонтакте, а если есть что-то срочное – то прошу конкретных представителей родительского комитета отправить это в беседу. Сама я в беседе с родителями не состою, поэтому они могут там спокойно обсуждать все свои вопросы, а я предпочитаю решать все ситуации или на собраниях, или в индивидуальном порядке. Поэтому момент некоторого неведения для меня спокоен и сладок.
Быть классным руководителем безумно сложно, но при этом интересно. Никто не заставляет вас любить детей, но слушать их, уважать и не обесценивать – вот что важно. Они все равно станут вам родными, поэтому так или иначе вы будете за них переживать.
Валерия Симпатова