УЧИТЕЛЬ VS КАНИКУЛЫ: КТО ПОБЕДИТ?
Бытует мнение, что работать учителем легко: до обеда ведёшь уроки, потом пьёшь чай с коллегами и отправляешься домой, да ещё и отдыхаешь три летних месяца и все каникулы в течение учебного года. Ах, если бы!
Так считают только люди, которые от профессии учительства далеки. Кстати, подобное мнение твёрдо закрепилось и в головах самих детей, которые оказываются очень ошарашенными, когда видят учителя в школе в каникулярное время. Так чем же занимается этот тайный агент в то время, когда образовательный процесс на паузе?
Во-первых, отчёты. Да, они есть. Везде по-разному, где-то их не так уж и много, но они есть: отчёт об успеваемости каждого класса, аналитическая справка по итогам контрольных срезов, отчёт классного руководителя (если у вас есть это счастье). А если в классе по вашему предмету вышел двоечник – готовьте подробный план работы на будущее и не забудьте чётко описать всё, что вы сделали для того, чтобы этой двойки у него не было.
Во-вторых, методические мероприятия. Их действительно много! Конечно, по итогам четверти надо будет собраться внутри ШМО (школьное методическое объединение) – это такой совет учителей одного направления, например, ШМО филологов, ШМО математиков и так далее. Каждый учитель представляет отчёт об успеваемости, говорит о проблемах, формах работ, которые были проведены в классе. Коллеги могут дать какие-то советы, и всё это контролирует председатель методического объединения, то есть «главный» учитель-предметник. На ШМО нужно и о будущем подумать: а что мы сделаем в следующей четверти? Может быть, стоит провести такие-то работы или организовать тематическую неделю? Обсуждаются различные конкурсы, олимпиады – в общем, разговоры о важном и насущном.
Отдельные методические мероприятия бывают и для классных руководителей – их часто проводит кто-то из администрации. Говорят о воспитательной работе, о классных часах, проектах класса. Могут собираться все вместе или по мини-группам.
Для классных руководителей будут обязательны встречи с социальным педагогом, заполнение текущей отчётности по обучающимся, входящим в группу риска или состоящих на каком-либо учёте. Тут же каждый классный руководитель (с особыми чувствами) вспомнит и о заполнении «Траектории» - системы, контролирующей работу с детьми.
Иногда в каникулы можно «доработать» материал с неуспевающими, особенно это касается детей с длительными больничными или детей, которые часто выезжают на спортивные соревнования – таким детям, как правило, «продлевается» четверть.
Конечно, методические мероприятия бывают и менее локальными – это семинары, мастер-классы и тренинги для коллектива, полноценные педагогические советы, и всё это в целом занимает много времени. Не бывает учителя, который придёт на работу в каникулы и через 15 минут уже отправится домой – это, безусловно, миф.
В-третьих, личная работа каждого учителя: кто-то может составить отчёты для себя, поработать над заполнением портфолио и методической копилки, кто-то будет готовиться к новой четверти, кто-то отправится на курсы повышения квалификации или просто будет искать в иных методических ресурсах новую информацию. А ещё каникулы – это замечательное время для разбора своего учительского стола – время сортировки. Можно наконец-то всё разложить по папочкам и полочкам, убрать ненужное, прибраться в столе, почистить компьютер, в общем – облагородить пространство.
Ладно, буду честна: на чай тоже хватает времени! Но в целом, каникулы – это не меньшая работа, просто это то время, когда можно сделать дела, на которые в потоке обыденной суеты не хватает полноценного времени.
Валерия Евгеньевна Симпатова
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми