ПОКОЛЕНИЕ «ИГРУШЕЧНОГО» ВЕКА
Порядочный гражданин – это хорошо воспитанный в детстве человек (о том, почему важно серьёзно подходить к воспитанию детей с ранних лет).
Современный мир быстро и стремительно меняется каждый день. На наших глазах воспитывается уже новое поколение детей, которые научились воспринимать мир иначе, чем их родители. В чём это выражается и как нынешнее окружение сумело повлиять на ребёнка нового века, нам сегодня предстоит выяснить.
Разумеется, на сознание детей и их способность воспринимать мир сильное влияние оказывает воспитание. Со стороны родителей и педагогов важно проявление внимания, чтобы ребёнок вырос воспитанным, порядочным и, самое главное, счастливым. Ещё в раннем возрасте необходимо закладывать в сознание детей правильное понимание добра и зла. Без этого фундамента невозможно двигаться дальше, поскольку жизнь в обществе — это соответствие определённым моральным и социальным нормам, а также работа над собой. Именно поэтому следует со всей серьёзностью относиться к воспитанию ребёнка и не пропускать ни одного шага в его развитии, так как это может привести к самым различным последствиям. На что мы перестали обращать внимание и что представляет для детей ценность – темы наших сегодняшних обсуждений.
Какой вклад в образование несут книги и почему они важны?
Для детей жизнь и мир полны открытий, и расширять кругозор им во все времена помогали книги. Сказки с яркими картинками, развивающие журналы, загадки, рассказы про приключения и самые невероятные истории. Всё это помогало детям пополнить свои знания чем-то новым и уникальным. Читая в детстве книжки вместе с мамой, мы уже учимся определять, что нам нравится, а что нет. Позже начинаем понимать собственные интересы, но для этого надо попробовать много чего изучить из литературы вместе с родителями, учителями, а потом и самостоятельно. Очень важно заложить в ребёнка правильное понимание добра, чтобы в будущем он смог верно расставить приоритеты в жизни.
Но давайте вернёмся в настоящее время и попытаемся вспомнить, а часто ли мы видим ребёнка с книгой в руках? Сейчас всё реже и реже дети берутся за чтение самостоятельно, когда это не связано со школьной программой. Причины этому могут быть разные: сильная нагрузка в учёбе, отсутствие желания, другие увлечения. Однако давайте выделим основные факторы снижения мотивации в чтении среди детей:
1) Развитие информационных технологий
Мы не станем обвинять кого-либо в создании компьютеров и в том, что жизнь не стоит на месте. Появление интернета и в связи с этим возможностей общаться при помощи конференций, получать полезную информацию на online-платформах и проходить обучающие курсы — всё это привносит колоссальные изменения в нашу жизнь. Однако вместе с пользой от появления новых возможностей общения и приобретения знаний через интернет в нашу жизнь вошли и интерактивные развлечения, став её неотъемлемой частью. Образование в школах с начала пандемии вышло на новый уровень, это подарило каждому ребёнку множество возможностей, но также и множество причин для отвлечения. У многих стало всё чаще появляться желание закрыть на компьютере вкладку с заданием от учителя и открыть любимую игру.
Развитие информационных технологий за последние 10 лет подарило нам новую реальность, которая развивается в самых разных направлениях – как в познавательных, так и развлекательных. К сожалению, мы вряд ли как-либо способны огородить детей и себя от этого воздействия. Наше место для отдыха превратилось в работу и учёбу, это усложнило жизнь всем людям. Появление гаджетов подарило ребёнку почти безграничную свободу выбора того, что ему нравится, но мы не можем быть уверены, что каждый сможет правильно распорядится этой свободой.
2) Новое поколение родителей
Если ребёнок не читает, стоит задаться вопросом, а есть ли у него хороший пример перед глазами? Сейчас родители всё больше сами уходят с головой в изучение Meta-Вселенной, завлекая детей уйти в неё вместе с ними. Так чего же удивительного в том, что за пределами школы ребёнок не тянется к изучению классических произведений, которые раньше люди читали взахлёб? В семьях должны существовать определённые традиции для правильного воспитания детей. Небольшая домашняя библиотека (тот самый стеллаж, заставленный снизу доверху книгами), чтение сказок на ночь вместе с мамой или сестрой, присутствие ветхих переплётов и немного пожелтевших страниц перед глазами ребёнка – всё это порой также необходимо ему, как и новая игрушка.
Однако многие дети не начинают что-либо делать, пока им не объяснят, зачем это нужно. Тут важно вовремя приучить и себя, и ребёнка к чтению, разъяснить ему, какой огромный увлекательный мир может перед ним открыться.
3) Стремление к упрощению
В большом потоке информации ребёнок теряется и стремится не к усложнению понимания модели мира вокруг себя, а к упрощению, так он спасает себя от чрезмерного давления всего того нового, чего в современном мире с каждым днём становится всё больше. Возникают следующие сложности: если человека вовремя не направить по дороге знаний, он заблудится, свернёт не туда и будет стремиться жить в маленьком мире, который его устраивает, не покидая его стен. Сейчас на смену книгам пришли комиксы, а головоломки заменились упрощёнными играми. Всё это звучит неплохо, когда работает совместно с теми знаниями, что передают нам люди из прошлых поколений. Дети могут хотеть и получать больше, чем то, что есть сейчас, если откроются для изучения чего-то большего. Мне хотелось бы обратиться к каждому ребёнку и сказать, что не стоит всё упрощать и бежать от сложностей, ведь сложный мир более интересный и многогранный. Не всегда нужно учиться у взрослых экономии времени ирассматривать только картинки с короткими подписями, отложив книгу в дальний угол. Видео-контент — это невероятно увлекательное изобретение для получения информации, ностоит почаще вспоминать о том, о чём мы забыли!
Давайте узнаем, что думает на тему детского чтения практикующий эксперт в области детских СМИ. Недавно я пообщалась с главным редактором детского развивающего интерактивного журнала «Жар-птица» Ириной Вильховой, а также встретилась с её командой,в которой также состоит кандидат педагогических наук Сергей Анатольевич Иванов.
О чём ваш журнал, опишите, как вы его видите?
Ирина Вильховая: Если в нескольких словах, то о прекрасном, добром и светлом. А если подробнее, то журналы «Жар-птица», в отличие от множества других детских развлекательных изданий, носят развивающий характер и наполнены глубокими по содержанию текстами, различными заданиями и прекрасными авторскими иллюстрациями.Материалы и задания наших журналов нацелены на развитие логики детей, сообразительности, эрудиции, воображения, коммуникативных качеств и, конечно же, творчества. Своими текстами мы стараемся пробуждать добрые чувства удетей и «достучаться» до их сердец, а также учим ребят думать, размышлять, анализировать, иметь своё мнение, делать выводы, принимать решения, творить и созидать.
В создании журналов мы опираемся на традиции классиков гуманной педагогики – К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, Я. Корчака, Л.Н. Толстого, Ш.А. Амонашвили и многих других. Это позволяет развивать наших детей многогранно – духовно, нравственно, интеллектуально, коммуникативно, творчески и физически, а также помогает им стать благородными и гармоничными людьми и задуматься о своём месте и предназначении в мире.
Сергей Иванов: К сожалению, людям сегодня не до журналов. Идёт мощная «гаджетизация» детей и родителей. Сейчас новое поколение родителей, которые не привыкли читать, часами сидит в гаджетах. И чему они могут научить детей? Ведь именно семья и, в частности, родители очень многое определяют в развитии ребёнка. Сегодня растёт поколение клиповых детей. Детские издания, в которых акцент смещён в сторону развлекательного характера и иллюстративности за счёт упрощения текстов (понятно, что детские издания должны быть яркими и красочными), формируют у детей клиповое мышление. Если мы ничего не изменим в этом отношении, вырастет новое клиповое поколение. А у нас издания для развития души ребёнка.
Как вы считаете, какую роль играет журнал в развитии детей?
Ирина Вильховая: Наши журналы, повторюсь, являются не только носителями познавательной доброй и светлой информации, но и средством именно разностороннего развития детей, а также помощникомв освоении школьной программы.
Журналы представляют интерес для педагогов, поскольку являются своеобразными дидактическими пособиями для проведения различных занятий – как урочной, так и внеурочной деятельности. Также они, несомненно,будут полезны родителям, бабушкам и дедушкам, заинтересованным в развитии детей и желающим сделать досуг детей осмысленным и нравственно ориентирующим, возрождающим традиции семейного чтения и семейных бесед.
Если сравнивать советского ребенка и современного, чего детям сейчас не хватает в воспитании?
Сергей Иванов: Для полноценного воспитания в информационном пространстве, окружающем детей, сейчас не хватает высоких и красивых идей. Ребят часто окружает примитивизм, например, в тех же журналах, нацеленных только на развлечение, упрощение и сведение мыслительных процессов к минимуму. Нас окружают социальные сети, слишком простые фильмы, книги и мультфильмы. Всё это создаёт информационный фон, который никуда не уйдёт и будет оставаться неотъемлемой частью нашей жизни.
Ирина Вильховая: Когда готовлю выпуск журнала, всегда просматриваю мультики (наш журнал имеет цифровую версию с мультиками, познавательными роликами, творчеством детей и различными мастер-классами). Натыкаюсь иногда на мультфильмы 1948 года и поражаюсь тому, какая в них запрятана мудрость! Неужели это было рассчитано на сознание ребёнка? Тогда какие же это были дети? И какие же, извините, примитивные мультфильмы сегодня…
Как обезопасить детей от опасного воздействия современной обстановки, где повсюду пропаганда насилия?
Ирина Вильховая: В первую очередь, в семье между родителями и детьми должно быть исключительное доверие и добрые, сердечные отношения. Родители должны знать, чем занимается их ребёнок, и проявлять внимание к его интересам. Бездуховность, царящая сегодня в нашем обществе, усугубляет положение: дети стремятся заполнить пустоту, а заполняется она не всегда тем, чем надо. Многие недопустимые вещи сегодня становятся нормой. Посмотрите, какие фильмы транслируются по нашим федеральным каналам! В основе сюжета, как правило, преступление, насилие и жестокость. А если это смотрят наши дети?.. Ведь вся эта информация закладывается в подсознание ребёнка и становится для него новой нормой. О таких вещах раньше страшно было подумать.
Слова главного редактора и её команды наталкивают на мысль о том, насколько дети сейчас стали самостоятельны в выборе информации. Детским СМИ всё сложнее удерживать молодую аудиторию, привлекать её внимание и формировать правильные «здоровые» тенденции интересов у своих маленьких читателей. И, несмотря на уникальность многих детских изданий, с каждым годом им становится всё труднее удерживаться на рынке в современном мире, эта эпоха беспощадно уходит в прошлое.
Если мы обратимся к статистике, то в 70‑е годы регулярно детям читали в 80% семей, а сегодня - только в 7%. С 1991 по 2005 год доля систематически читающей молодежи снизилась с 48% до 28%. А согласно опросу, проведённому фондом «Общественное мнение» весной 2007 года, более или менее регулярно что‑либо читает три четверти россиян. Четвёртая часть (24%) респондентов заявила, что ничего не читает.
С другой стороны, одной из логичных причин повышенного спроса на книги во времена СССР может быть отсутствие ярких впечатлений в жизни. Многие развлечения тогда были не доступны, не всегда в жизни происходило что-то интересное, а когда нет выбора, такие высокие показатели не являются чем-то поразительным. Сейчас у людей масса возможностей, в жизни постоянно что-то происходит, а время окончательно превратилось в ресурс, которого катастрофически не хватает. У родителей и детей появились разнообразныехобби, которыхне было раньше. Когда есть альтернатива, не каждый выберет книгу, но и читающих людей сегодня тоже немало. Мы в равной степени уважаем выбор каждого человека и никого не принуждаем к чтению, это ваше собственное желание. Однако призываем не забывать с самых ранних лет культурно просвещаться как с помощью интернета, к которому мы так привыкли, так и с помощью печатных источников информации.
Александра Соболева
Студентка 1 курса факультета Журналистики УРФУ