ЕЛЕНА ГИЛЯЗОВА: «ИНВЕСТИЦИИ В ДЕТЕЙ — ИНВЕСТИЦИИ В ТЕРРИТОРИЮ»
Мы собирались три долгих месяца в торгово-промышленной палате, разговаривая, как сдвинуть с места ситуацию с недостаточным вниманием в регионе к школьникам и студентам, делающим шаги в предпринимательстве и изобретательстве.
Мы — это люди, работающие с детьми. Работающие в рамках своих учреждений или по велению души. Предприниматели, представители бизнеса и креативных команд, владельцы частных образовательных проектов, представители некоммерческого сектора и вузов и просто педагоги дополнительного образования, ведущие кружки в школах города. Всех объединила и собрала однажды ЕЛЕНА ГИЛЯЗОВА, вице-президент ПТПП. В результате переговоров родился концепт «300 детских проектов к 300-летию Перми». К обсуждению идея концепта была представлена на стратегической сессии в рамках форума «Дни пермского бизнеса», организованного при поддержке Правительства Пермского края и центра «Мой бизнес». Форум проходил 11 и 12 ноября 2021 года в цехе № 5 арт-пространства завода им. Шпагина. Параллельно форуму работала одноимённая площадка на выставке. Здесь работу возглавляли психолог, коуч и предприниматель НАТАЛЬЯ МАЗУР, руководитель пермского филиала компании «Городисский и партнёры» ДАРЬЯ ЙОСЕФ и пермский педагог-изобретатель РАИЛЬ ГАЛЕЕВ.
Целью и стратегической сессии, и галереи изобретений было одно: вывести на первый план детей с их проектами и стартапами. Как будто сказать: «Вот они. Вот он — наш подрастающий потенциал. Давайте его не потеряем». И пока одни участники рабочей группы демонстрировали детские изобретения и рассказывали о том, какие медали и призы получили юные пермяки, на второй площадке шла дискуссия. Модерировал мероприятие ДМИТРИЙ ГЕРГЕРТ, доцент НИУ ВШЭ в Перми.
Участниками дискуссии стали люди, которые находятся рядом с детьми и могут повлиять на будущее стартапов в регионе. К нам пришли представители органов власти: ЕВГЕНИЙ ХУЗИН, директор департамента общественных проектов, АЛЁНА РАССОХИНА, специалист по дополнительному образованию Министерства образования Пермского края, и ОКСАНА ЧЕКЛЕЦОВА, заместитель начальника департамента образования г. Перми. Бизнес на площадке представляли ВАДИМ БАЛДИН, директор авиакомпании «Геликс», ОЛЬГА ПОНОМАРЁВА, специалист по связям с общественностью ПАО «РусГидро» — «Камская ГЭС», МАРИЯ СЕЛЕЗНЁВА, специалист отдела кадров пермской площадки СИБУРа. Самыми большими сообществами выступили дети-стартаперы (их было около 20 человек) и директора пермских школ (их было 12). Креативные команды представляли редакция газеты «Перемена-Пермь», проект «Школа лидеров» и учителя, организующие проектную работу в школах Перми. На площадке очень не хватало представителей вузов. Сообщество родителей составили мамы тех самых юных стартаперов. Перед началом стратегической сессии слово дали тем, ради кого и было задумано мероприятие. Перед участниками выступили школьники и студенты, представившие свои разработки.
ДЕНИС МАЛИНИН и НИКОЛАЙ РЯПОСОВ, школьники из Соликамска:
— Мы разработали агитатор стажировок для молодых специалистов и студентов. На нашем сайте опубликовано более 500 стажировок. В месяц на сайт заходит 135 пользователей. Мы вошли в топ-10 детских стартапов России по версии Сбербанка. Несмотря на это, мы имеем ряд проблем для продвижения проекта: недостаток финансирования, юридической поддержки из-за ограничений, связанных с тем, что мы несовершеннолетние.
КСЕНИЯ РУХЛЯДЕВА, ученица школы № 101 г. Перми:
— Я занимаюсь цирковой акробатикой и добилась немалых успехов в этом виде искусства. Для поддержания моей спортивной формы и достижения новых целей, мне необходимо много тренироваться. Отличный помощник — тренажёр для тренировки вестибулярного аппарата. Воплотить мою идею в жизнь мне помог папа. Тренажёр прост в использовании, не требует затрат на материалы и позволяет в полной мере тренироваться без сторонней помощи. Но сейчас я не понимаю, что сделать, чтобы получить патент, провести исследования тренажёра и запустить его производство.
ГЕОРГИЙ ШАВШУКОВ, школа «Петролеум+», СОФЬЯ ФИЛИМОНОВА, школа № 134, ВЛАДА ХОРОШЕВА, IT-школа, Виталия Батуева, лицей № 3 г. Перми:
— Недавно мы стали победителями регионального этапа чемпионата по предпринимательству. Нас волнует проблема загрязнения воздуха в городах, а люди не уделяют этому внимания. Мы хотим сделать экологичное мышление трендом. Для этого мы сделали приложение, которое мотивирует горожан участвовать в экологических акциях. Нам нужна финансовая и менторская поддержка.
ДАНИИЛ БОГДАНОВ, ИВАН НАУМОВ, ДАНИЛ МАТВЕЕВ, ученики Детского технопарка «Кванториум Фотоника»:
— В Перми появляется всё больше пластиковых отходов. Мы предлагаем переплавлять бутылки в пластик для 3D-печати. Стоимость такого пластика ниже рыночной, а потребителей достаточно.
СТАРТАПЫ ВОПРЕКИ
Выступления ребят были призваны разогреть участников сессии и подвести к диалогу о механизмах поддержки детских стартапов в регионе. «Мы хотели показать, что в Пермском крае есть проекты, есть стартапы, есть ребята, которые не благодаря, а вопреки занимаются предпринимательством, — сказал Дмитрий Гергерт. — Но не хватает «полигонов», где ребята могли бы «прокачаться» в сфере бизнеса».
Диалог продолжила ЕЛЕНА ГИЛЯЗОВА:
— На сегодняшний день в Пермском крае существует множество команд, которые на тех или иных основаниях занимаются с детьми предпринимательским, технологическим и социокультурным творчеством. И каждая из этих команд работает сама по себе. С нашей точки зрения, здесь возникает ряд проблем, когда мы теряем самый главный эффект, который даёт синергия. Мы не создаём ту самую среду, где все эти команды объединяются. Даже те команды ребят, которые представили свои проекты здесь, — все работали с разными людьми. И что дальше? Это самый тяжёлый вопрос. 90% этих ребят, если они будут успешны, свяжут свою жизнь не с Пермским краем. Не потому, что здесь плохо, а потому что на уровне края мы не предоставили возможности для их карьерного продвижения и роста. Далее мероприятие продолжилось в группах бурным обсуждением основных барьеров, которые имеют школьники для продвижения своих проектов.
ВАДИМ БАЛДИН, директор авиакомпании «Геликс»:
— Поддержать ребят можно с помощью бизнес-инкубатора, который должны сделать местные предприниматели. Идея в следующем: бизнес вкладывает в инкубатор деньги. Сюда же идут дети, которые хотят работать. Тут происходит сотрудничество бизнеса и молодого стартапера. Предприниматель ставит задачу — школьник её решает. Вот вам место пересечения интересов детей и бизнеса, источники для финансирования детских проектов. При этом мы не ждём от государства ни льгот, ни помощи — нам ничего не нужно. Мы привыкли идти вперёд сами, и мы идём туда сами. И тащим за собой детей.
СЕРГЕЙ БОЛЬШАКОВ, директор МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми:
— Мы готовы научить тому, что сами умеем. Но, может, мы не тому учим или не готовы сопровождать проект? И мы считаем, что проблемы будут решаться по мере их поступления, если будет такая площадка, которая будет все эти проблемы решать. Мы увидели этот механизм в специальном комплексном центре развития экосистемы поддержки детских проектов при торгово-промышленной палате. Мы — школы, готовые вступить в число ассоциированных членов этой системы и участвовать в её финансовой поддержке. Но нужна надстройка, которая нас всех свяжет.
ЕВГЕНИЙ ХУЗИН, директор департамента общественных проектов администрации губернатора Пермского края:
— У меня трое детей учатся в лучших гимназиях страны. Их учат программировать, учат считать интегралы, всё классно с физикой и экономикой. Но на вопрос «А что делать дальше, если я что-то изобрету?» в школе им не ответят. Думаю, надо искать финансирование, если сформировать заказ власти на образовательную технологию. Известно, что у нас низкий уровень интеллектуального продукта в валовом продукте региона, и ситуация не изменилась.
Позицию родителей озвучила НАТАЛЬЯ УШЛАНОВА, учитель школы № 55 г. Перми:
— Мы думаем, что соединить детей со взрослыми должен информационный ресурс, где дети смогут публиковать стартапы. Там бизнесу можно ознакомиться с этими идеями. Этот единый информационный ресурс должен заниматься сбором, размещением и кураторством от начального этапа стартапа и до реализации идеи. На этой же платформе можно проводить онлайн-обучение, курсы. Ссылку на этот портал можно будет размещать на сайтах школ, вузов. Кроме того, можно сделать службу поддержки.
ЮЛИЯ ШЕВЧЕНКО, преподаватель «Школы лидеров»:
— Представьте, у нас есть такая программа, в которой ребёнок получает знания о том, что такое бизнес. Ребёнок учится писать и защищать проект, монетизировать его. После обучения ребёнок пройдёт стажировку в компании. И для школьников, и для педагогов, и для представителей бизнеса это интересно. На наш взгляд, разработка такой дополнительной образовательной программы решит все эти проблемы. Стратегическая сессия прошла жарко. Диалог состоялся и были озвучены разные подходы к тому, чтобы сдвинуть ситуацию с детскими стартапами в регионе с мёртвой точки. Интересно было наблюдать, как менялась позиция взрослых по отношению к теме, как каждое сообщество сначала недоверчиво, а потом открыто говорило о мерах поддержки, барьерах и механизмах их преодоления. В итоге все сошлись в одном: надо объединяться. «Тогда ребята не уедут», — заключила Елена Гилязова.
Наталья Ханова