УЧИ, УЧИСЬ, ЛЮБИ
Заголовок отсылает нас к известной книге Элизабет Гилберт «Ешь, молись, люби» (иногда встречается вариант «Есть, молиться, любить»). Этот роман так взбудоражил читателей, что Гилберт вошла в список 100 самых влиятельных лидеров современности. Сама книга вдохновляет читателей жить по-другому, начать любить себя в широком смысле слова, как-то переосмыслить свою жизнь как в целом, так и в деталях.
В своей же статье я расскажу о том, как любить учить, любить учиться и благодаря этому любить свою работу. Всё основано на личном опыте, поэтому может быть овеяно субъективной атмосферой.
Я очень часто сталкиваюсь с мнением, что каждый учитель должен любить детей, потому что преподавание – это призвание. И если ты детей не любишь, то и делать в профессии тебе нечего. Я рассматриваю это суждение по-другому: я люблю учить детей и учиться сама. Вот, поймите, что на одной любви к детям ты процесс преподавания не построишь; и даже если ты души не чаешь в учениках, но преподавать не любишь – вряд ли получится что-то продуктивное.
Я действительно люблю процесс обучения, но всегда говорю ученикам фразу, некогда сказанную мне научным руководителем в университете: «Языку нельзя научить; я могу показать, как он функционирует, рассказать про его особенности, но научиться должны вы сами». И вот такой подход кажется мне действенным. Мне нравится вместе с учениками рассматривать различные процессы, которые происходят в языке. Нравится давать им непростые задания или устраивать уроки-исследования. Всегда стараюсь ставить перед ними как бы задачу, которую они решают с моей помощью, но сами. В такие моменты я всегда нахожусь рядом, курирую их работу, направляю, но при этом ошибки и победы – это дело ребёнка. Я думаю, что такой подход гораздо продуктивнее, чем простая лекция (или, ужас, приём «открой учебник – сам читай» в случае его постоянного применения), и для самих детей это будет интересно. Конечно, невозможно каждый урок строить таким образом, потому что есть просто моменты отработки материала, особенно в языке или математике, однако небольшие элементы исследования можно применять практически всегда.
Не менее любимыми являются творческие уроки: урок-путешествие, урок-суд, урок-инсценировка и так далее. Они всегда показывают учителю детей с другой стороны. Какой-нибудь тихий ученик с последней парты, который никогда не поднимет руку самостоятельно, может так раскрыться в творчестве! Да, я соглашусь с мнением, что на такие уроки ты как учитель тратишь гораздо больше времени (при подготовке), но результат того стоит. И у каждого учителя найдётся своя копилка подобных уроков. Но сложность возникает тогда, когда у учителя много часов, и придумать 8-10 таких творческих уроков в день – задача не из лёгких. Тут всё дело в тайм-менеджменте: если вы с ним дружны, то жизнь становится легче.
Моя особая любовь – учиться самой. Проходить какие-то курсы повышения квалификации или же искать материал самостоятельно, читая статьи и наработки коллег. Это делает лучше меня как профессионала и помогает разнообразить процесс обучения. Лично мне комфортнее находиться на курсах вместе с коллегами (даже онлайн), потому что тогда обязательно узнаешь что-то новое не только от лектора, но и от самих учителей. А освоив новинку в теории – её сразу же хочется попробовать на практике. И тут опять возникает приятный урок: ты готовишь его с какой-то изюминкой, для детей это что-то новое, необычное, и вот сам урок уже становится запоминающимся. Именно поэтому я всегда стараюсь найти время на такое совершенствование своих профессиональных качеств.
Я думаю, что такой подход – это залог того, что работа для тебя не станет рутиной. Когда мы не любим свою работу? Когда всё однообразно и скучно, когда у нас нет возможности для самореализации. А какие возможности нам нужны? Всё в наших руках!
Валерия Евгеньевна Симпатова
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми