УЧИТЕЛЬ В КИНО: КАКОЙ ОН?
Кинотворчество, как и любой вид искусства, изображает персонажа и событие. Не так часто, но всё же учителя становятся главными героями фильмов и приковывают наши взгляды к экранам телевизоров.
Конечно, каждый учитель, видя на экране своего коллегу, так или иначе начинает оценивать его действия, может быть, перенимая что-то из поведения «на себя». Сегодня я хочу поделиться с вами топом моих любимых фильмов об учителях и подумать: какими нас видят и показывают режиссёры?
1 место занимает недавно вышедшая драма Томаса Винтерберга – «Ещё по одной». Думаю, многие слышали об этой картине хотя бы потому, что она была номинантом на премию «Оскар» и взяла-таки свою статуэтку в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». А ещё, быть может, причиной громкости фильма стал главный герой, сыгранный прекрасным и любимым многими Мадсом Миккельсеном. Ну, с популярностью понятно. К фильму! В центре картины 4 друга, работающие учителями в местной школе. Им уже под 40 – и кризис среднего возраста сказывается на всех по-разному. В один момент друзья решаются опробовать теорию, согласно которой человеку в организме не хватает определённого количества алкоголя, чтобы быть счастливым. Сначала герои выпивают друг с другом, а затем некоторые переходят границы и начинают употреблять спиртное прямо в школе. Наблюдать за тем, как персонажи относятся к этой теории, как соглашаются на неё, как принимают все последствия – невероятно увлекательно. А вот как относиться к их поступку нам? Понимаем ли мы, российские учителя, эту боль от повседневной рутины? Думаю, что многие разделят душевное беспокойство героев и их всепоглощающее чувство, что в жизни что-то не так, что она стоит на месте. Режиссёр предлагает нам, зрителям, дать оценку всему происходящему. И, я думаю, этот фильм больше всего отзовётся в душе учителя.
2 место в этом топе я отдаю картине Питера Уира – «Общество мёртвых поэтов». Главный герой в исполнении Робина Уильямса устраивается работать учителем литературы и английского языка в элитную школу для мальчиков, где некогда учился сам. Профессор Китинг сразу же привлекает внимание учеников своими необычными методами преподавания. Дело в том, что герой пытается действительно достучаться до душ своих учеников, показать им, зачем нужно быть образованными и уметь мыслить. На его уроках школьники не просто сидят за партами и конспектируют учебники. Китинг учит их, что жизнь мимолётна, надо ловить каждое мгновение и жить под девизом «Carpe diem» («Лови день»). Нетрадиционные методы обучения и разговор со школьниками на равных привлекают и администрацию учебного заведения, правда, уже не так, как самих студентов. Другие учителя видят угрозу в таком подходе к обучению. И тут мы с вами можем честно ответить себе: всегда ли мы ведём уроки по одной и той же схеме? Или иногда тоже понимаем, что нужно подобрать другой подход, использовать другой метод, чтобы заинтересовать школьников и донести до них информацию? Конец фильма, как и в «Ещё по одной», неоднозначный, дающий нам, зрителям, задуматься над причинами и последствиями поступков. Всё ли так прекрасно в мире, где преподают Китинги?
Завершить небольшую подборку фильмов об учителях хочется отечественной картиной, к тому же снятой в Пермском крае – «Географ глобус пропил», режиссёр – Александр Велединский. Сам же фильм снят по мотивам одноимённого романа Алексея Иванова. И вновь фокус внимания зрителя приковывается к учителю, сыгранному Константином Хабенским. Биолог Служкин оказывается без работы, и эти новые жизненные обстоятельства вынуждают его устроиться работать в школу учителем. Там он разочаровывается в современных подростках: они кажутся ему несостоятельными, ограниченными и похабными. И вот однажды, проиграв в карты школьнику, Служкин отправляется в поход с небольшой группой учеников. Почему же герой именно так себя ведёт в походе? Почему, будучи учителем, позволяет себе напиться с учениками или снять себя же с должности командира похода? Как поставить себя перед классом так, чтобы тебя не воспринимали как друга, как какого-то дворового проходягу (в случае с героем фильма)? Последний вопрос, только немного в другой плоскости, задавал себе каждый молодой педагог. Разве такие люди могут работать в образовании? А как понять, «такой» ли человек пытается устроиться на работу в школу? Опять вопросы, вопросы, на которые каждый зритель отвечает самостоятельно.
Кто-то узнаёт в этих фильмах себя, кто-то – своих коллег, а кто-то просто понимает атмосферу школы и учительства.
Симпатова Валерия Евгеньевна
Учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми
Кадр из х/ф «Общество мёртвых поэтов»