РУССКИЙ ЯЗЫК. ГРАМОТНОСТЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ: КАК УЧИЛИ?

1 июля 2021 , 08:01

Давайте ненадолго сегодня погрузимся в историю. Перенесёмся мы сегодня в Древнюю Русь, чтобы посмотреть, как в те времена учили детей грамоте.

  

Начиналось всё, как легко догадаться, с заучивания букв, то есть азбуки. Если конкретно, то дети запоминали начертания букв и их названия (именно их в кириллице). Потом ребёнок учился читать по слогам, или «по низам». Завершалось всё обучением чтения «по верхам», то есть уже отдельных слов и предложений.

  

Азбуку учили путём повторения слов за учителем. Причём повторения громкого и хорового. Даже пословица такая сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Названия букв ребёнок запоминал по частям и в алфавитном порядке.

  

Исследователь А.А. Штец отмечает, что «после изучения азбуки дети переходили к чтению двоеписьменных складов – открытых слогов с одной буквой согласного звука». Они одновременно учились составлять из букв склады, а затем их запоминали.

  

Когда эти два этапа были позади, ученики переходили к чтению целых текстов. И произведения это были взяты из богослужебных книг. Чаще всего – из Часослова и различных Псалтырей. Можете представить, каково было ребёнку изучать чтение по таким сложным текстам?

  

При этом, как ни странно, письму обучались отдельно от чтения. И уже только после овладения умением читать. Связано это было с тем, что некоторые буквы древнерусского алфавита писать было сложно (были, например, «юс малый» и «юс большой», различные графические обозначения), как и заучивать правила правописания. В общем, трудностей было не меньше, а может, даже больше, чем у современных ребят.

  

С тех прошло много лет и система образования тоже модернизировалась. Читать и писать учат постепенно и по гораздо более простым текстам, чем раньше. Но основы грамотности русского языка закладывались именно тогда.

Валерия Филимонова


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее