РУССКИЙ ЯЗЫК. ГРАМОТНОСТЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ: КАК УЧИЛИ?
Давайте ненадолго сегодня погрузимся в историю. Перенесёмся мы сегодня в Древнюю Русь, чтобы посмотреть, как в те времена учили детей грамоте.
Начиналось всё, как легко догадаться, с заучивания букв, то есть азбуки. Если конкретно, то дети запоминали начертания букв и их названия (именно их в кириллице). Потом ребёнок учился читать по слогам, или «по низам». Завершалось всё обучением чтения «по верхам», то есть уже отдельных слов и предложений.
Азбуку учили путём повторения слов за учителем. Причём повторения громкого и хорового. Даже пословица такая сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Названия букв ребёнок запоминал по частям и в алфавитном порядке.
Исследователь А.А. Штец отмечает, что «после изучения азбуки дети переходили к чтению двоеписьменных складов – открытых слогов с одной буквой согласного звука». Они одновременно учились составлять из букв склады, а затем их запоминали.
Когда эти два этапа были позади, ученики переходили к чтению целых текстов. И произведения это были взяты из богослужебных книг. Чаще всего – из Часослова и различных Псалтырей. Можете представить, каково было ребёнку изучать чтение по таким сложным текстам?
При этом, как ни странно, письму обучались отдельно от чтения. И уже только после овладения умением читать. Связано это было с тем, что некоторые буквы древнерусского алфавита писать было сложно (были, например, «юс малый» и «юс большой», различные графические обозначения), как и заучивать правила правописания. В общем, трудностей было не меньше, а может, даже больше, чем у современных ребят.
С тех прошло много лет и система образования тоже модернизировалась. Читать и писать учат постепенно и по гораздо более простым текстам, чем раньше. Но основы грамотности русского языка закладывались именно тогда.
Валерия Филимонова