РУССКИЙ ЯЗЫК. ГРАМОТНОСТЬ В ДРЕВНЕЙ РУСИ: КАК УЧИЛИ?

1 июля 2021 , 08:01

Давайте ненадолго сегодня погрузимся в историю. Перенесёмся мы сегодня в Древнюю Русь, чтобы посмотреть, как в те времена учили детей грамоте.

  

Начиналось всё, как легко догадаться, с заучивания букв, то есть азбуки. Если конкретно, то дети запоминали начертания букв и их названия (именно их в кириллице). Потом ребёнок учился читать по слогам, или «по низам». Завершалось всё обучением чтения «по верхам», то есть уже отдельных слов и предложений.

  

Азбуку учили путём повторения слов за учителем. Причём повторения громкого и хорового. Даже пословица такая сложилась: «Азбуку учат, на всю избу кричат». Названия букв ребёнок запоминал по частям и в алфавитном порядке.

  

Исследователь А.А. Штец отмечает, что «после изучения азбуки дети переходили к чтению двоеписьменных складов – открытых слогов с одной буквой согласного звука». Они одновременно учились составлять из букв склады, а затем их запоминали.

  

Когда эти два этапа были позади, ученики переходили к чтению целых текстов. И произведения это были взяты из богослужебных книг. Чаще всего – из Часослова и различных Псалтырей. Можете представить, каково было ребёнку изучать чтение по таким сложным текстам?

  

При этом, как ни странно, письму обучались отдельно от чтения. И уже только после овладения умением читать. Связано это было с тем, что некоторые буквы древнерусского алфавита писать было сложно (были, например, «юс малый» и «юс большой», различные графические обозначения), как и заучивать правила правописания. В общем, трудностей было не меньше, а может, даже больше, чем у современных ребят.

  

С тех прошло много лет и система образования тоже модернизировалась. Читать и писать учат постепенно и по гораздо более простым текстам, чем раньше. Но основы грамотности русского языка закладывались именно тогда.

Валерия Филимонова


Читайте также
СЕГОДНЯ – АМБИЦИОЗЕН, А ЗАВТРА – УСПЕШЕН
28 апреля, 19:55
Именно так звучит девиз муниципального конкурса среди молодых педагогов Перми «Амбициозен». И в этом году конкурс состоялся в юбилейный пятый раз.
Подробнее
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее