МОЕГО РЕБЁНКА НИКТО НЕ ПОНИМАЕТ
Часто родители начинают обращать внимание на то, что у ребёнка проблемы с речью, перед самой школой. В этот период взрослые паникуют, обвиняют воспитателя и логопеда детского сада в том, что плохо работали с дошколёнком, спешно ищут платного и хорошего специалиста, чтобы скорее исправить ситуацию.
И редкий родитель задумывается о том, что время, когда ребёнку нужно было уделять особое внимание, – упущено. За это приходится серьёзно поплатиться. А ведь речью малыша нужно начинать заниматься буквально с момента его рождения. Итак, самые популярные советы, которые озвучивают логопеды.
- До момента появления речи малыша взрослым, особенно маме, поскольку она проводит большую часть времени с ребёнком, необходимо озвучивать каждое своё действие. Например: «Я мою пол», «Я готовлю обед». Также важно проговаривать всё, что окружает ребёнка: «Это солнце», «Это собака», «Это цветок, дерево» и т. д.
- Важно обращать внимание малыша на звуки: «Слышишь? Кто-то постучал в дверь. Тук-тук-тук», «А это лает собака во дворе», «За окном сигналит машина. Как машина сигналит? Би-би», важно при этом улыбаться, чтобы у него звуки вызывали положительные эмоции.
- Ни в коем случае нельзя сюсюкать с ребенком. Он должен слышать и усваивать только правильную речь. Говорить нужно чётко, внятно, неспешно, с правильной интонацией. Чтобы вопросительное предложение отличалось по интонации от повествовательного или восклицательного.
- Всегда и везде нужно задавать малышу вопросы. «Что ты ешь?», «Кто мимо пробежал?», «Какого цвета твоя футболка?». Если он затрудняется ответить, можно сказать за него и тем самым показать пример ответа. Далее он по аналогии сможет говорить сам. Важно знать, что ребёнку на обработку полученной информации требуется больше времени, нежели взрослому. Поэтому после рассказа родителя о чём-либо или вопроса необходимо сделать паузу, выждать время, чтобы ребёнок смог сформулировать свой вопрос или ответить на вопрос.
- Когда чадо начинает самостоятельно произносить некоторые слова, можно начинать добавлять к ним определения, тем самым пополняя словарный запас. Например: «Банан – сладкий», «Небо – синее», «Кружка – горячая, красная» и т. д.
- Читать вслух наизусть или по книжке стихи. Сначала простые, чтобы рифма была лёгкой и впоследствии ребёнок её сам произносил. Это будет развивать у него слуховое восприятие и чувство ритма. «Уронили мишку на пол…» – стихи Барто идеально подходят для чтения малышам.
- Слуховое восприятие можно развивать пересказом прочитанных произведений (рассказы, сказки). Даже в старшем дошкольном возрасте пересказы вызывают у детей затруднения, а ведь они формируют лексико-граматический строй речи, помогают в дальнейшем правильно согласовывать слова в роде, числе и падеже, употреблять нужные предлоги. При особых затруднениях можно использовать мнемотехнику – запоминание содержания рассказа с помощью серий картинок или условных изображений, нарисованных взрослым или взятым из Интернета.
- С помощью картинок можно тренироваться с ребёнком сочинять собственные истории. Таким образом развивается не только речь, но и фантазия. Если малыш не может придумать историю целиком, можно попросить его придумать окончание. Или сочинять вместе с ним, задавать наводящие вопросы.
- Кроме всего перечисленного, дома можно играть с ребёнком в пальчиковые игры, пальчиковый театр, использовать настольные дидактические пособия и игры для развития речи «Четвёртый лишний», «Форма, цвет, размер», «Мама и детёныш», «Противоположности», «Времена года» и многое-многое другое. По дороге в сад или на прогулке в выходной день можно делать простые артикуляционные упражнения: сдувать листик или снежинку с ладошки, надувать щеки и «лопать» их ладошками, проводить языком по зубам.
В детских садах отмечают, что с каждым годом ребят с нарушениями речи становится всё больше и больше. Родители, задумайтесь!
Информация взята из открытых источников,
материал подготовила Наталья Былева