УЧЕНЬЕ – СВЕТ
Существует миф о том, что воспитатели и педагоги дошкольных учреждений никак не развиваются. Да и в глазах сторонних людей должность учителя намного престижнее, нежели воспитателя.
С этим суждением сложно согласиться. На сегодняшний день отбор персонала в детский сад ужесточился. Педагог должен иметь за плечами не просто курсы, а педагогическое образование, желательно высшее, и уметь развиваться в области дошкольной педагогики самостоятельно. Психологи утверждают, что отсутствие саморазвития провоцирует у воспитателей более быстрое эмоциональное выгорание и частые профессиональные трудности в работе.
А теперь обо всём по порядку. Оказывается, в каждом ДОУ существует ряд возможностей для саморазвития. Да и педагог просто не может не развиваться: во многом от этого зависит его зарплата и статус не только в коллективе, но и в глазах мам и пап воспитанников. Если спросить родителя, который в первый раз приводит ребёнка в детский сад, в какую группу он отдаст малыша: к педагогу с первой квалификационной категорией или с высшей, 99 % взрослых ответят, что с высшей. К слову, эту категорию без саморазвития, то есть улучшения, приобретения новых знаний и навыков, воспитателю получить практически невозможно.
Что ждёт человека, который пришёл работать воспитателем? Для начала сотрудниками администрации проводится оценка знаний, квалификации и профессионализма педагога, затем ставятся цели на основании методик и инновационных разработок, после выбирается литература, которая становится основой для саморазвития. По итогу составляется план – по нему педагог и будет выполнять работу по самообразованию. Помимо этого, воспитателям предлагаются бесплатные курсы повышения квалификации по различным направлениям, платные курсы, которые обычно проводят центры системы образования, а ещё есть куча сайтов, семинаров, тренингов и курсов на просторах Интернета, разработанных для воспитателей детских садов. Часто практикуется обмен личными наработками и опытом с другими педагогами на уровне учреждения, где работает воспитатель, или других ДОУ города в форме семинаров, мастер-классов и т. д. Процесс саморазвития достаточно сложен, но необходим, поскольку от профессионализма и квалификации педагога напрямую зависит уровень образования и воспитания детей.
Таким образом, педагоги дошкольных образовательных учреждений, занимающиеся саморазвитием, могут создавать новые игры и пособия, пополняя развивающую среду своей группы, проводить мероприятия, привносить в свою деятельность элементы инновационных технологий. С собственными разработками они могут участвовать в конкурсах городского, краевого, всероссийского и международного уровня, пополняя тем самым копилку наград. Ну и, конечно, благодаря этому – получать удовлетворение от личностного роста.
Наталья Былёва