ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧЕНИКОВ

3 июня 2021 , 12:16

Если послушать некоторых учителей, то у учеников есть только обязанности («Сядь спокойно, Иванов, и слушай, что я говорю»), но нет прав («Звонок только для учителя»). Это не так. Разбираемся c экспертами образовательного центра «Каменный город», какие права и обязанности есть у учеников, что делать, если права нарушают, и что будет, если ученик пренебрегает обязанностями.

  

Кто устанавливает права и обязанности

Права и обязанности обучающихся регламентированы законом «Об образовании» – это статья 34 и статья 43. Там же сказано, что у учеников есть и иные обязанности, которые фиксируются другими федеральными законами и договором об образовании. Например, в статьях Уголовного кодекса описано, что нельзя делать несовершеннолетним и какое наказание их ждёт, а в образовательном договоре может быть сказано, что ученики обязаны приходить в школу только в форме. Другое дело, чтобы обязанности, прописанные в договоре, не должны нарушать прав, указанных в законе «Об образовании» и конституционных прав, например на свободу мысли и слова.

  

Какие права есть у учеников

Выбирать организацию и форму получения образования. Родители могут выбирать школу, за которой ребёнок закреплён по прописке, могут подавать заявление в любую другую, куда должны принять при наличии свободных мест. Более того, ребёнок может поступить в первый класс по адресу фактического проживания, даже если оно не совпадает с регистрацией.

  

Есть несколько форм обучения и получения образования, в том числе семейное. Ребёнок и родители могут выбирать любую форму по медицинским показаниям и без них.

  

Также можно переходить в другую школу, и по конкурсу тоже. При этом оценки, полученные в предыдущей школе, должны быть зачтены в следующей.

   

Обучаться вне зависимости от состояния здоровья, способностей и психофизического развития. Если у ученика есть особенности здоровья, которые мешают ему обучаться по основным образовательным программам, он может изучать адаптированные программы, а также учиться в специальных образовательных организациях, например в интернате для слабослышащих. Если ребёнок обладает «сверхспособностями» к обучению, то оно может быть ускоренным, проходить по индивидуальному учебному плану. Если учащемуся нужна социальная или психологическая помощь, он может получить её в школе.

  

Выбирать факультативные учебные предметы. В каждой школе есть образовательная программа, по которой учат детей и с которой родители имеют право ознакомиться. Предметы определены ФГОС, и школа сама формирует учебные планы для всех учеников. Но существуют предметы по выбору, и здесь всё зависит от решения ребёнка и родителей.

  

Отказаться от факультативов и олимпиад. Все платные занятия в школе, услуги, факультативы и олимпиады – только добровольно и с согласия ученика и его родителей.

   

Получать отсрочку от военной службы. После того как ребята стали учиться 11 лет, некоторые из них оканчивают школу уже совершеннолетними. До окончания школы их не могут забрать в армию, даже если исполнилось 18 лет.

  

Ожидать уважения человеческого достоинства, быть защищёнными от физического и психического насилия. То есть учителя не должны унижать ученика, поступать против его воли, наказывать физически и психологически. Все его действия должны быть добровольны и находиться в рамках устава школы. Также это касается свободы совести, информации, выражения взглядов. 

  

Право на каникулы. Они определены новыми СанПиН и учебными планами. Как правило, это четыре недели в течение года и три месяца летних каникул. В каникулы ребёнок не должен учиться, а также пересдавать задолженности, даже если у него их много и есть риск остаться на второй год.

   

Участвовать в управлении образовательной организацией. Для этого в школах создаются особые объединения, например совет учеников. В него можно попасть по своей инициативе или по выбору класса. Также ученики имеют право обжаловать акты образовательной организации.

  

Пользоваться ресурсами организации. Это значит, что ученик пользуется учебниками, библиотечными книгами, школьным оборудованием, спортплощадками и всем, что есть в школе. С него за это нельзя брать плату.

   

Участвовать в стажировках и программах по обмену. Этим правом получается пользоваться далеко не всем: не все российские школы включены в систему международного бакалавриата, а именно они отправляют ребят на стажировки в иностранные школы.

   

Совмещать образование с работой. После 14 лет, а в некоторых случаях и раньше, несовершеннолетний с согласия родителей может работать, если это не мешает ему учиться. Для этого у несовершеннолетних работников ограниченный рабочий день.

   

Вступать в организации. Если школьник хочет вступать в совет учеников или другие общественные организации, то школа не может ему в этом помешать. При этом принуждения к труду и политике со стороны школы быть не должно.

  

Иные материальные права, предусмотренные законом. Например, дети-сироты получают государственное обеспечение одеждой, обувью, жёстким и мягким инвентарём, получают питание и место в интернате, а также бесплатный проезд.

  

Какие обязанности есть у учеников

Добросовестно осваивать образовательную программу, в том числе посещать занятия и самостоятельно к ним готовиться. То есть ученик должен присутствовать на занятиях, осваивать программу и стараться получать положительные оценки. Также он должен выполнять домашние задания.

  

Выполнять требования устава. Но важно, чтобы эти требования не противоречили правам, прописанным в законе «Об образовании». Требование носить форму не нарушает эти права, а вот запрет красить волосы и прокалывать нос – нарушает.

  

Заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья. Это не значит, что ученик обязан вести здоровый образ жизни, но он не должен нарушать свою и чужую безопасность. Если ученик прыгает из окна второго этажа, то он нарушает эту обязанность. И кроме того, что он попадёт в травмпункт, он получит взыскание.

  

Стремиться к развитию. И это опять не значит, что он должен только и делать, что читать, заниматься и быть высокодуховным. Речь идёт о том, что он не должен материться, курить и употреблять алкоголь.

  

Уважать честь и достоинство других обучающихся. Если ученик будет оскорблять, травить учителя или своих соучеников, драться, вымогать деньги и так далее, то он будет нарушать не только Гражданский и Уголовный кодекс, но и закон «Об образовании».

  

Бережно относиться к имуществу. Школьным имуществом пользуются все ученики, поэтому если один из них его портит, то он нарушает права других учеников.

  

Что будет с учеником, если он не соблюдает обязанности

Возьмут объяснительную. При нарушении обязанностей классный руководитель проведёт разговор с учеником и тот напишет объяснительную. В ней он расскажет, почему и как нарушил свои обязанности, и укажет уважительные причины, если они есть.

  

Вынесут взыскание. Если ученик совершил повторное нарушение или первое было достаточно серьёзным (драка), то ему вынесут выговор. После двух выговоров, полученных в течение года, учащегося могут отчислить. Это можно делать по решению КДН, совета школы, администрации после достижения школьником 15 лет и в случае, если он не имеет ограничений по здоровью.  

   

Проведут воспитательную работу. После первого нарушения с учеником будет работать социальный педагог. Если нужно, то могут подключить комиссию по делам несовершеннолетних.

  

Иллюстрация не связана с содержанием публикации.


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее