КАК РАБОТАТЬ С УЧЕНИКАМИ ГРУППЫ РИСКА
В каждой школе есть ребята, которым сложно учиться, справляться с эмоциями, общаться с одноклассниками и учителями. Таких детей ставят на внутришкольный учет и начинают с ними работать. Разбираемся с экспертом образовательного центра «Каменный город», как ребята попадают в группу риска и как с ними работать.
Как ученики попадают в группу риска
Группа риска – это очень широкое понятие. Им характеризуют детей, у которых более трёх месяцев наблюдаются проблемы в социальной, эмоциональной, учебной, мотивационной сферах. То есть в группу риска попадут дети:
- которые постоянно конфликтуют со сверстниками и учителями;
- пропускают занятия или плохо усваивают учебную программу;
- постоянно находятся в состоянии депрессии;
- у которых в семье есть алко- или наркозависимые.
Главный критерий – впоследствии такие дети могут представлять опасность для себя и окружающих. Даже жертвы травли могут сорваться и отомстить.
Обычно классный руководитель наблюдает за ребятами из своего класса, отмечает проблемы, с которыми ученики не могут справиться самостоятельно, и обращается к психологу с просьбой о полномасштабной диагностике. По результатам такой диагностики некоторые ребята попадают в группу риска, то есть, их ставят на внутришкольный учёт.
Иногда при постановке на учёт принимают во внимание семейный фактор. Если у ребёнка все хорошо с эмоциями, учёбой и поведением, но в его семье есть алко- или наркозависимые, то его тоже запишут в группу риска.
Кто работает с детьми группы риска
Классный руководитель. Именно он работает на краю – чаще всего видит детей и может заметить проблемы, которые возникают у них. Если данных не хватает, он может запросить их у других учителей. Если классный руководитель может в прямом общении узнавать о проблемах и состоянии детей, то ему не нужны никакие дополнительные инструменты. Если общения недостаточно, можно использовать включённое наблюдение. Для этого нужно попросить психолога, и он составит бланк наблюдения. Например, ежедневно классный должен будет отмечать настроение, состояние и прочие показатели каждого ребёнка.
Также классный руководитель отвечает за меры коррекции на уровне класса. Например, он может проводить мероприятия, направленные на улучшение психологического климата в классе: игры на сплочение, чаепития, совместные просмотры фильмов с обсуждением.
Психолог. Именно на него ложится ответственность за диагностику и выбор форм работы, как коллективной, так и индивидуальной. Он помогает педагогам и другим специалистам: находит или разрабатывает диагностические материалы, проводит развивающие и коррекционные занятия, консультирует школьников с актуальными проблемами.
Социальный педагог. Он дополняет психолога, отвечая за работу с семьёй и внешними службами. Именно социальный педагог должен проверить условия проживания детей из группы риска, наладить контакт с родителями. Если это невозможно, он подключает специалистов из комиссии по делам несовершеннолетних. Он же отрабатывает их запросы: посещает заседания по поводу ребят, совершивших правонарушения, координирует совместную работу по профилактике и коррекции.
Как проводить занятия с детьми группы риска
Составить план. Для этого нужны результаты диагностики. С ними легко понять, сколько детей в группе риска, какой у них возраст и какого рода проблемы. Тогда их можно разбить на группы и организовывать некоторые мероприятия для всех, некоторые – для отдельных групп. Лучше составлять план на полгода, чтобы провести итоговую диагностику и вывести часть детей из группы риска. Важно назначать ответственных за определенные мероприятия, а также прописывать ожидаемые результаты. С последним обычно возникает больше всего проблем: часто в результат оформляют размытые понятия, например «у детей сформировано представление о дружбе». Конечно, результаты подобной работы сложно измерить, потому что вряд ли после одного классного часа дети начнут чаще знакомиться и дружить. Но можно через пару недель проверить, помнят ли дети информацию, используют ли её, а если нет, то что мешает.
По факту план будет выглядеть примерно так:
Название и содержание мероприятия |
Сроки/Дата проведения |
Ответственный |
Планируемый результат |
Определить формы. Лучше собрать на мозговой штурм психолога, социального педагога, ответственного за воспитательную работу, представителя ученического совета. Вместе вы сможете придумать самые неочевидные формы. Важно расширять инструментарий: проводить опросы, ролевые игры, выезды, индивидуальные консультации, командные мероприятия и другое. Но важно, чтобы форма помогала работать с конкретной проблемой. Если большая часть детей из группы риска не могут справиться с агрессией, то спортивные мероприятия помогут выплеснуть её. Но поможет и книжный клуб, если вы будете разбирать книги, герои которых также пытаются справиться с гневом.
Проводить диагностику. Если о предварительной диагностике помнят почти все, то итоговой во многих школах пренебрегают. Итоговая диагностика позволяет замерить результаты работы с детьми из группы риска: если правильно поставить цели выбрать критерии, то можно понять, насколько эффективно работают специалисты.
Сочетать индивидуальную работу с коллективной. Даже если вы придумали суперэффективные мероприятия, важно хотя бы раз в 1–2 месяца проводить индивидуальную консультацию с каждым ребёнком. Это позволит ему привыкнуть рассказывать о своих проблемах, а специалист сможет держать руку на пульсе.
Находить правильный подход. Важно помнить, что работа с детьми из группы риска проводится не ради галочки, а для помощи. Если мероприятия и консультации не помогают конкретному ребёнку, то нужно отказаться от этой формы в пользу других. Можно испробовать тысячу разных методов и только потом найти работающий, но это будет победа.
Как проводить профилактику, чтобы ребята не попали в группу риска
Проводить диагностику. Дети уязвимы. Вовремя выявить факторы риска и негативные внешние воздействия на нестабильную психику ребёнка – одно из сложных, но важных направлений работы педагога. Даже массового анкетирования в сентябре хватит, чтобы «просеять» через это сито ребят с подозрением на группу риска и потом работать с ними.
Следить за атмосферой в школе и классах. Неблагоприятный психологический климат может стать триггером для разнообразных негативных состояний у учеников. Конфликтность, тревожность, стеснительность – всё может быть последствиями недружелюбной, неоткрытой атмосферы.
Создавать условия для полноценного развития. Важно, чтобы у школьников были все инструменты для развития вне зависимости от их интересов: книжные и дискуссионные клубы, самоуправление, проектная деятельность, спортивные секции и т. д.