ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА. ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ И КАК ЕГО СОБЛЮДАТЬ

19 мая 2021 , 10:59

Ещё каких-то 20 лет назад для нас было непривычным общение через мобильные телефоны. Возможность позвонить человеку не только на работу или домой, но вызвонить его почти в любой момент и в любой точке страны казалась пугающей и притягательной одновременно. Но время идёт, и способы коммуникации развиваются – в 2021 году в наших жизнях преобладают соцсети и мессенджеры.

  

Необходимость использования таких средств особенно проявилась в прошлом году, в период пандемии. Общение с учениками и их родителями почти полностью переместилось в виртуальное пространство. Сообщения в Viber, WhatsApp или «Вконтакте» стали хорошей возможностью (или необходимостью) информировать о состоянии оценок и посещаемости.

  

Однако если в эпоху телефонов мы интуитивно или осознанно понимали, что звонить посреди ночи или начинать разговор с незнакомым человеком не представившись – моветон, то с цифровым этикетом всё обстоит несколько иначе. Сегодня мы поговорим об этом виде этикета – одной из важных вех медиаобразования.

  

Правила хорошего тона в цифровом общении (для учителей, учеников и родителей)

  1. «Здравствуйте, я ваша тётя»

Несмотря на то что в очном общении тоже могут произойти такие ситуации, мы рассмотрим проблему конкретно в области цифрового мира. Открывая новый диалог с человеком, с которым вы не общались раньше, лучше всего представиться, особенно если номер вы получили не от него лично. У каждого из нас в голове очень много дел, поэтому начинать сообщение сразу с темы диалога – неправильно! «Добрый день, меня зовут Дарья Михайловна, я преподаватель Пети Петрова по английскому» = хорошее начало. «Почему ваш сын не написал контрольную?» = плохое.

  1. «Казнить нельзя помиловать»

В процессе обучения мы требуем от детей грамотности в устном и письменном общении, при этом порой забывая о себе. Расставлять знаки препинания необходимо, так как это не просто навязанное школьное знание, а возможность дать собеседнику лучше понять, что вы от него хотите. Знаки вопроса, запятые, кавычки помогут не только выразить интонацию, но и точнее донести мысль.

  1. «Вечный зов»

Звонки и голосовые сообщения очень помогают в общении, вместе с этим порой усложняя его. Однако в то время как сообщение – тихое напоминание, которое можно взглянуть и быстро прочитать в свободное время и в любых обстоятельствах (кроме разве что ЕГЭ), то звонок – настойчивое вторжение. Чтобы избежать оскорблений и обид – важно понимать:

– если сообщение не такое срочное – лучше написать;

– если неудобно или много писать – спросите, может ли человек принять голосовое сообщение;

– если звонка не избежать – обязательно уточните, удобно ли человеку разговаривать.

  1. «Быть или не быть?»

Риторические вопросы – вопросы, не требующие ответа, – это мы помним из школьной программы. Однако, когда человек отправляет вам сообщение, с вероятностью 99 % оно не является восклицанием шекспировского героя. Если вы не можете прочитать сообщение в данный момент – не читайте, но помните, что у него тоже есть определённый срок ответа. Если вы не можете дать ответ или прочитали случайно – скажите прямо, когда отправителю его ждать.

Михаил Боталов,
медиапедагог «Перемены-Пермь»


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее