ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА. ЦИФРОВОЙ ЭТИКЕТ И КАК ЕГО СОБЛЮДАТЬ

19 мая 2021 , 10:59

Ещё каких-то 20 лет назад для нас было непривычным общение через мобильные телефоны. Возможность позвонить человеку не только на работу или домой, но вызвонить его почти в любой момент и в любой точке страны казалась пугающей и притягательной одновременно. Но время идёт, и способы коммуникации развиваются – в 2021 году в наших жизнях преобладают соцсети и мессенджеры.

  

Необходимость использования таких средств особенно проявилась в прошлом году, в период пандемии. Общение с учениками и их родителями почти полностью переместилось в виртуальное пространство. Сообщения в Viber, WhatsApp или «Вконтакте» стали хорошей возможностью (или необходимостью) информировать о состоянии оценок и посещаемости.

  

Однако если в эпоху телефонов мы интуитивно или осознанно понимали, что звонить посреди ночи или начинать разговор с незнакомым человеком не представившись – моветон, то с цифровым этикетом всё обстоит несколько иначе. Сегодня мы поговорим об этом виде этикета – одной из важных вех медиаобразования.

  

Правила хорошего тона в цифровом общении (для учителей, учеников и родителей)

  1. «Здравствуйте, я ваша тётя»

Несмотря на то что в очном общении тоже могут произойти такие ситуации, мы рассмотрим проблему конкретно в области цифрового мира. Открывая новый диалог с человеком, с которым вы не общались раньше, лучше всего представиться, особенно если номер вы получили не от него лично. У каждого из нас в голове очень много дел, поэтому начинать сообщение сразу с темы диалога – неправильно! «Добрый день, меня зовут Дарья Михайловна, я преподаватель Пети Петрова по английскому» = хорошее начало. «Почему ваш сын не написал контрольную?» = плохое.

  1. «Казнить нельзя помиловать»

В процессе обучения мы требуем от детей грамотности в устном и письменном общении, при этом порой забывая о себе. Расставлять знаки препинания необходимо, так как это не просто навязанное школьное знание, а возможность дать собеседнику лучше понять, что вы от него хотите. Знаки вопроса, запятые, кавычки помогут не только выразить интонацию, но и точнее донести мысль.

  1. «Вечный зов»

Звонки и голосовые сообщения очень помогают в общении, вместе с этим порой усложняя его. Однако в то время как сообщение – тихое напоминание, которое можно взглянуть и быстро прочитать в свободное время и в любых обстоятельствах (кроме разве что ЕГЭ), то звонок – настойчивое вторжение. Чтобы избежать оскорблений и обид – важно понимать:

– если сообщение не такое срочное – лучше написать;

– если неудобно или много писать – спросите, может ли человек принять голосовое сообщение;

– если звонка не избежать – обязательно уточните, удобно ли человеку разговаривать.

  1. «Быть или не быть?»

Риторические вопросы – вопросы, не требующие ответа, – это мы помним из школьной программы. Однако, когда человек отправляет вам сообщение, с вероятностью 99 % оно не является восклицанием шекспировского героя. Если вы не можете прочитать сообщение в данный момент – не читайте, но помните, что у него тоже есть определённый срок ответа. Если вы не можете дать ответ или прочитали случайно – скажите прямо, когда отправителю его ждать.

Михаил Боталов,
медиапедагог «Перемены-Пермь»


Читайте также
Двойное внимание каждому – обеспечено!
Вчера, 14:16
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
Подробнее
Школьники удивили своими проектами экспертов конкурса «Гении Прикамья»
7 ноября, 13:23
В Перми 7 ноября открылась профориентационная выставка «Образование и карьера». Она продлится 4 дня на выставочной площадке «Пермь Экспо». В мероприятии принимают участие более 100 школ, вузов, техникумов, ведущие промышленные предприятия Пермского края, организации, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Подробнее
12
1 ноября, 10:36
Подробнее