НЮАНСЫ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ В КЛАССЕ: РАЗБИРАЕМ ЗАКОН

27 мая 2021 , 07:16

Дети в силу своей активности получают травмы чаще, чем взрослые. И с одной стороны, от вовремя оказанной помощи ребёнку может зависеть его жизнь, а с другой – не любую помощь может оказать педагог. Например, он не может давать лекарства. Эксперт образовательного центра «Каменный город» разобрал, что обязан сделать педагог в рамках первой помощи, а что грозит штрафом.

  

Должен или не должен педагог оказывать первую помощь?

   

Если свериться с законом, то факты таковы:

  

  1. Если посмотреть закон «Об образовании» (ч.2 ст. 41), то оказывать первую помощь должны школьные медики. Это логично, но сейчас наличие кабинета врача в школе зависит от региональных властей и поэтому не в каждом образовательном учреждении есть врач или медсестра.

  

  1. Если в школе нет врача или медсестры, то функция оказания первой помощи автоматически ложится на педагога. Обязанность педагога владеть этими навыками прописано в законе «Об образовании в РФ» (ч.3 ст. 41) и профессиональном стандарте. Более того, если педагог регулярно не проходит подобные курсы, то школу могут серьёзно оштрафовать.

  

  1. Если же педагог ничего не делает для помощи пострадавшему в случае возникновения опасности, то ему может грозить уголовная ответственность по статье 125 УК «Оставление в опасности», а это лишение свободы до одного года. С другой стороны, если педагог в своих действиях превысил «полномочия», то его могут оштрафовать.

  

В каких случаях требуется первая помощь от педагога?

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 31) выделяет следующие состояния, требующие первой помощи до приезда скорой помощи:

  

Отсутствие сознания. Остановка дыхания и кровообращения. Наружные кровотечения. Инородные тела верхних дыхательных путей. Травмы различных областей тела. Ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения. Отморожение и другие эффекты воздействия низких температур. Отравления.

  

Они распространяются и на школу.

  

Когда педагог может оказать реальную помощь и когда не может?

Первая помощь – это те действия, которые можно совершить до приезда врачей:

  

  • позвонить в скорую помощь (103). Лучше, если педагог оказывает помощь, а ученик или коллега звонит;
  • оценить степень тяжести пострадавшего и сообщить об этом врачам;
  • фиксировать время и изменение состояния пострадавшего;
  • остановить наружное кровотечение;
  • иммобилизовать конечности, то есть организовать им неподвижность;
  • Оказать первую помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах, ожогах, обморожениях, ранении глаза, уха, горла, носа.

  

Оказывать именно медицинскую помощь – давать лекарство, делать непрямой массаж сердца, искусственное дыхание – может только врач или специалист, имеющий знания и подтверждающие это документы. То есть педагог должен оказывать лёгочно-сердечную реанимацию, если он этому обучен. В ином случае ему как минимум грозит штраф.

  

И тут есть важный нюанс, который хорошо бы знать. В соответствии с законодательством обучение учителей навыкам оказания первой помощи не нуждается в документальном подтверждении. Но! Без документального подтверждения вы не имеете права оказывать ту помощь, которая может стоить жизни ребёнка. Поэтому при обучении на курсах первой помощи, обязательно просите документ – диплом или удостоверение.

  

Что должно быть в классной аптечке, чтобы была возможность оказать первую помощь?

Важно, чтобы в учебном классе была аптечка. Например, в ящике учительского стола или на верхней полке шкафа, до которой не достанут дети. Что в ней должно быть по новым СанПиН? Самое главное – никаких таблеток!

  

  1. Дезинфицирующее средство (хлоргексидин – 100 мл).
  2. Гигиенические салфетки (Сайф 16х14 №10).
  3. Фиксирующий пластырь (1х500 тканевая основа, катушка).
  4. Пластыри-пластинки разных размеров.
  5. Стерильные самоклеящиеся повязки на рану разных размеров (10х6 №1).
  6. Гидроактивные пластыри для покрытия царапин и ссадин (6х10 №1).
  7. Гидроактивные ожоговые пластыри.
  8. Стерильные марлевые бинты (6х10 №1).
  9. Гемостатические повязки (губка гемостатическая 50х50 №1).
  10. Стерильные марлевые/нетканые салфетки разных размеров.
  11. Эластичные фиксирующие бинты (1,5х10 №1).
  12. Пинцет.
  13. Ножницы.
  14. Одноразовые перчатки, маски (перчатки №50, маски – №1, № 50).
  15. Карандаш и блокнот для записей.
  16. Номера телефонов аварийных, спасательных служб района и города.

  

Дополнительно можно включить средства против аллергии и для предотвращения отравлений: например, активированный уголь, «Полисорб», «Супрастин». Обязательно проверяйте условия хранения. Кроме этого, стоит включить и расходные материалы: термометр, одноразовые перчатки, маски, устройство для искусственного дыхания.


Читайте также
ПЕРМСКИЕ ШКОЛЬНИКИ ПОЛУЧИЛИ ПАТЕНТ НА ИЗОБРЕТЕНИЕ
18 июля, 16:48
Команда школьников от восьми до десяти лет из Перми озадачилась вопросом: как восстановить лес в труднодоступных местах? Для нашего региона это очень актуально. Ребята создали систему по высадке деревьев в автономных капсулах с использованием БПЛА - беспилотного летательного аппарата. Своё изобретение им удалось запатентовать. Это уникальная история для города и страны.
Подробнее
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее