КАК УЧИТЕЛЮ НАСТРАИВАТЬ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ

11 мая 2021 , 05:16

По закону «Об образовании» родители несут ответственность за воспитание ребенка и должны участвовать в его обучении. При этом далеко не все родители идут навстречу учителю и не готовы помогать в работе с ребенком. Разбираемся с психологом образовательного центра "Каменный город" Сергеем Галиуллиным, как учитель может настроить работу с родителями и что лучше для этого делать.

  

Где зафиксированы обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

Вот главные документы:

  

  • Семейный кодекс РФ. Статья 63, где прописано, что родители имеют преимущественное право и основную ответственность за обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, в том числе и педагогами.

  

  • ФЗ - 273 «Об образовании». В главе 4 ст. 43 и 44 прописаны основные права и обязанности родителей, которые, кстати, должны подробно прописываться в Уставе и иных локальных актах каждого образовательного учреждения.

  

  • Уголовный Кодекс РФ. Статья 156 предусматривает наказание — от штрафа до лишения свободы до 3-х лет — за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка. Важно! Педагог также может попасть под действие этой статьи.

  

Как родитель может помочь учителю

Родитель больше других людей знает своего ребенка и лучше способен найти к нему подход. Как правило, именно родитель в сложных ситуациях может подсказать, помочь, отреагировать быстрее, чем другие.

  

Причем ситуации могут быть разными. Родители могут отвечать за учебные моменты дома: помогать с домашними заданиями, вместе разбираться в сложных темах. Младшеклассникам родители помогут научиться учиться — искать информацию, приучать себя к работе и режиму.

  

Родители могут помочь с мотивацией к учебе: они лучше понимают цели и желания ребенка, значит, смогут аргументировать, как школа поможет в достижении этих целей. А если не смогут, то расскажут учителю о желаниях ребенка.
  

До подросткового возраста именно в семье «зарождаются» ценности и отношения к другим людям. И от родителей сильно зависит, как ребенок относится к учителю и одноклассникам.
  
Также родители могут давать обратную связь учителю и помогать в организации мероприятий и другой общешкольной работе.

  

Как вовлечь родителей в работу

Рассказывать о «правилах игры». Лучше всего еще при знакомстве с родителями рассказать о том, в чем они могут помочь — не обязательно перечислять все ситуации, но объяснить в общем. Также хорошо, если родители понимают, как часто нужна их помощь и насколько регулярно. Лучше рассказать заранее о количестве родительских собраний и важных совместных мероприятиях, например, субботниках, конференциях, чаепитиях.

  

Найти ценности, важные для родителя. Обычно их три — благополучие, здоровье ребенка и его успеваемость. Если родителям важно благополучие, то они будут помогать, если знают, что детям от этого будет лучше. Родители, которым важна мотивация, будут помогать, если знают, что ребенок будет успешнее учиться.

  

Не требовать, а просить. Если учителя подчиняются приказам директора, то на родителей они не действуют. Просьба подразумевает право на отказ. Расскажите, почему вам нужна помощь родителей, почему это важно для них самих и предоставьте выбрать форму помощи.

  

Быть аккуратным в конфликтах. Самое главное — оставаться профессионалом в любой ситуации. Если чувствуете, что взорветесь во время беседы с родителями, возьмите паузу и выйдите из кабинета. Если не получается наладить общение, подключайте директора или заместителей. Третья сторона лучше решает конфликты.

  

Какие методы работы можно использовать с родителями

Индивидуальные технологии. С их помощью легче всего решать конкретные проблемы — можно проводить беседу, посещать семью на их территории, проводить анкетирование, если на это есть запрос от родителей. Важно, чтобы родители были согласны на эти формы, ведь от них потребуется максимальная вовлеченность.

  

Групповые технологии. Деловые и ролевые игры, родительские собрания и клубы, дни именинника — все эти формы хорошо подходят для сплочения коллектива и просветительской работы. Проще всего обучать родителей правилам общения с детьми и другим важным вещам в групповой форме — это помогает тренировать навыки и позволяет научить сразу всех.

  

Дистанционные технологии. Это всевозможные памятки, газеты, статьи на сайте. Пригодятся для несрочных и неважных задач. На них не стоит полагаться при адресной работе, ведь не факт, что родители с ними ознакомятся или прочитают именно то, что вы закладывали.

  

Фото в материале не относится к содержанию текста. 

 


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее