ИГРА И ШКОЛА
«Переход из детского сада в школу – стресс для ребёнка», – так утверждают психологи. Происходит смена обстановки, формируются новые условия жизни не только для будущего первоклассника, но и для его родителей. Это и новое окружение: одноклассники, учителя.
В таком окружении ребёнку придётся быть самостоятельным, напряжённо трудиться умственно и концентрировать внимание на нескольких уроках, устанавливать контакты, искать своё место в коллективе. Даже самый умный ребёнок не будет иметь успеха в школе, если его личность не сформировалась, не готова приспосабливаться к новым условиям жизни, принимать новые школьные обязанности и нормы поведения. Именно поэтому педагоги ДОУ начинают готовить детей к данному переходу с подготовительной группы.
Безусловно, в детском саду ведутся занятия, которые по форме и содержанию максимально приближаются к урокам. Но их не так много, и всё-таки для детей дошкольного возраста педагоги проводят занятия зачастую в игровой форме. Среди родителей бытует мнение, что, если они научат ребёнка писать, считать и читать, он успешно пройдёт адаптацию в первом классе, однако это не совсем так. И именно в детском саду воспитатели начинают работу не только с детьми, но и с родителями – главными сотрудниками и помощниками педагогов.
Психологи детских садов совместно с логопедами и педагогами проводят диагностику как в начале учебного года подготовительной группы, так и в конце. По результатам этой диагностики можно судить, насколько ребёнок готов к школе, а также насколько готов войти в новый коллектив, изменить привычный уклад жизни, проявить самостоятельность и ответственность. На основе результатов проводятся консультации с родителями, где озвучиваются планы дальнейших действий.
А если конкретно, то часто для того, чтобы сформировать у ребёнка положительное отношение к школе, познакомить его с требованиями и правилами учебного учреждения, способах взаимодействия с учителями и одноклассниками, педагоги ДОУ используют дидактические и сюжетно-ролевые игры, а родителям советуют посетить школу в Дни открытых дверей. После игр или поездки в школу проводятся опросы детей. Например, они отвечают на вопрос «Что мне нравится, что не нравится в школе». С помощью этого можно выяснить аспекты, которые пугают малыша или не совсем ему понятны, и поработать над ними индивидуально.
Отдельную нишу занимает формирование у детей самостоятельности или способности действовать самостоятельно. Для этого педагоги в группе создают для ребят ситуации, в которых они должны действовать не по указке взрослого, а самостоятельно: им нужно принять решение для достижения определённой цели. Это очень важно, ведь ребёнок, который привык лишь выполнять указания взрослого, в школе испытывает огромный стресс. Родителям педагоги советуют также работать над формированием ответственности и самостоятельности малыша в домашних условиях. Поскольку при посещении школы такие обязанности посыплются на ребёнка лавиной, начиная от приёма пищи и сбора портфеля до самостоятельных работ на уроке.
Самое главное – это настроить родителей на кропотливый труд, ведь даже у хорошо подготовленного к школе ребёнка может быть адаптационный период, когда ему понадобится помощь и поддержка близких. В этом случае, по словам психологов, помогают доверительные отношения между детьми и родителями. Проговаривание и обсуждение ситуаций, которые происходят в школе, значительно ускоряет решение возможных проблем. Всё-таки в сюжетно-ролевой игре, да и в период нахождения ребёнка в детском саду, всех ситуаций предусмотреть невозможно.
Наталья Былева