ЗАДАНИЕ № 7: ПОВТОРЯЕМ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

15 апреля 2021 , 09:02

ЕГЭ по русскому языку всё ближе, а мы продолжаем вещать о заданиях, с которыми в этом году предстоит справиться выпускникам. На очереди – № 7, где главная задача – найти слово с ошибкой и написать в ответе верный вариант. Давайте вспомним, на какие же правила при этом нужно обратить внимание.

  

Сначала – о морфологических ошибках. Что же это? Это случаи, когда форма слова образована неверно. Например, когда вместо «извините» человек говорит «извиняюсь». Или когда любимый пёс у него «обсохнул», а не «обсох». Надеюсь, в целом идея ясна. Теперь – к правилам и примерам.

В задании № 7 нужно проверить, верно ли образованы формы существительных, глаголов, прилагательных, числительных. Соответственно, сначала нужно определить часть речи.

После этого – вспомнить сами правила, исключения, сложные случаи. Таблицы в помощь – ниже.

  

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

Употребление имён существительных

Формы склонения

М. р. им. п. мн. ч.

-ы (-и)

-а(-я)

Бухгалтеры

Возрасты

Гербы

Дёсны

Лекторы

Торты

Векторы

Выговоры

Инженеры

Месяцы

Порты

Шофёры

Инструкторы

Редакторы

Лекторы

Ректоры

Принтеры

Драйверы

Борта

Доктора

Купола

Округа

Отпуска

Повара

Векселя

Катера

Окорока

Ордера

Паспорта

Сторожа

Директора

Профессора

Веера

Повара

Ордера

Инспектора

Допускается: джемперы и джемпера (разг.); договоры и договора (разг.); свитеры и свитера (разг.).

Следует различать формы по значению:

Корпусы (туловища)

Пропуски (отсутствие)

Счёты (взаимные)

Тоны (звуковые)

Тормозы (препятствия)

Хлебы (печёные)

Корпуса (здания)

Пропуска (документы)

Счета (документы)

Тона (цветовые)

Тормоза (механизмы)

Хлеба (на корню)

   

М. р. род. п. мн. ч.

Сущ., обозначающие:

Полное окончание

Нулевое окончание

фрукты, овощи

Абрикосов

Апельсинов

Баклажанов

Помидоров

Яблок

Груш

Слив

Дынь

 

Допускается: баклажан

единицы измерения

Гектаров

Граммов

Килограммов

 

Грамм (разг.)

Килограмм (разг.)

парные предметы

Носков

Джинсов

Бриджей

Гольфов

Ботинок, сапог

 

Чулок

национальности

Таджиков

Чеченцев

Бедуинов

Башкир

Грузин

Татар

Турок

Цыган

другие существительные

Банкнотов

Рельсов

Банкнот

Рельс

Солдат, партизан

  

Ж. р. и ср. р. род. п. мн. ч.

Полное окончание

Нулевое окончание

Долей

Доньев

Кеглей

Клипсов

Платьев

Устьев

Шильев

 

 

 

 

Простыней

Свечей

Басен

Блюдец

Вафель

Дел

Зеркалец

Кочерёг

Кушаний

Мест

Туфель

Яблонь

 

Простынь

Свеч (игра стоит свеч)

  

Слова, не имеющие форм ед. ч. (род. п.)

Полное окончание

Нулевое окончание

Заморозков

Лохмотьев

Консервов

Яслей

 

Граблей

Нападок

Потёмок

Сумерек

Макарон

Дрязг

Грабель

  

Род

Род определяется:

у географических названий – по родовому слову

Сочи – город – м. р.; Миссури – река – ж. р.

у аббревиатур – в основном по опорному слову

МВД – ср. р., ГУМ – м. р., СНГ – ср. р.

НО: вуз – м. р.

у составных слов – как правило, по родовому признаку наиболее значимого слова

Театр-студия – м. р., кресло-кровать – ср. р., крем-краска – ж. р.

  

Несклоняемые существительные относятся

К ср. р. – неодушевлённые существительные на гласный 

К м. р. – лица мужского пола, животные, птицы

Авто

Алиби

Бра

Метро

Меню

Такси

Шоссе

 

Кроме: кофе – м. р. и допускается ср. р.; кольраби, салями, авеню – ж. р.

Атташе

Конферансье

Маэстро

Импресарио

Шимпанзе

Кенгуру

Пони

Колибри

 

Кроме: иваси, цеце – ж. р.

  

Сущ. ж. р.

Сущ. ср. р.

Сущ. м. р.

Коленка

Плацкарта

Тапка

Тапочка

Туфля

Повидло

Яблоко

Бланк

Овощ

Рельс

Рояль

Толь

Тюль

Шампунь

Допускается:

Банкнот и банкнота

Вольер и вольера

Жираф и жирафа

Заусенец и заусеница

Клавиш и клавиша

Ставень и ставня

  

Употребление существительных общего рода:

Какая ты невежда, Аня!

Какой ты невежда, Петя!

  

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Употребление кратких форм

Зависимые слова может иметь только краткая (!) форма прилагательного, которая употребляется в роли сказуемого. Например: на край богат талантами, А НЕ наш край богатый талантами.

  

Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий

НЕЛЬЗЯ смешивать простые и составные формы сравнительной и превосходной степеней сравнения: ИЛИ более плохой и менее дорого, ИЛИ хуже, дешевле.

Формы сравнительной степени употребляются в высказываниях, где из содержания ясно, что с чем сравнивается. Например: Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин (НЕЛЬЗЯ: Гоголь создал более реалистические образы).

  

ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ

Формы склонения

При склонении составных количественных (сколько?) числительных должны изменяться все их компоненты: шестьюстами пятьюдесятью.

При склонении составных порядковых (который?) числительных изменяется только последнее слово: в двести четырнадцатой комнате.

Формы косвенных падежей некоторых числительных

И.

Р.

Д.

В.

Т.

П.

Два

Двух

Двум

Два (-ух)

Двумя

Двух

Четыре

Четырёх

Четырём

Четыре (-ёх)

Четырьмя

Четырёх

Восемь

Восьми

Восьми

Восемь

Восьмью

Восьми

Триста

Трёхсот

Трёмстам

Триста

Тремястами

Трёхстах

Тысяча

Тысячи

Тысяче

Тысячу

Тысячью

Тысяче

И.–В.

Р., Д., Т., П.

Сорок

Сорока

Девяносто

Девяноста

Сто

Ста

Полтора (-ы)

Полутора

Полтораста

Полутораста

  

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое и т.п.) могут употребляться:

– со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);

– С прилагательными, перешедшими в существительное (двое военных);

– со словами, не имеющими форм единственного числа (трое ножниц, двое суток);

– со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);

– со словами, обозначающими детёнышей животных (семеро козлят);

– с личными местоимениями (их было пятеро).

Собирательные числительные не употребляются:

– со словами, обозначающими лиц женского пола (НЕЛЬЗЯ: двое сестёр);

– со словами, обозначающими взрослых животных (НЕЛЬЗЯ: трое быков).

  

Числительное оба имеет две формы:

м. р. и ср. р. – обоих

ж. р. – обеих

  

ГЛАГОЛЫ

Употребление глаголов

Образование форм глаголов

Ошибочными являются формы:

Верные формы:

1 л. ед. ч. от некоторых глаголов с основами на чередующиеся гласные: победить, пылесосить, убедить, чудить, затмить, дерзить, очутиться, ощутить. Например: пылесошу, победю, убедю и пр.

описательные формы глаголов: чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить

3 л. ед. ч. Например: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет

полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет

бесприставочных глаголов прошедшего времени с суффиксом -ну-. Например: мокнул, сохнул

мок, сох

бесприставочных глаголов с корнем -лож-. Например: ложить

класть, положить

некоторых глаголов на -ся. Например: стираться, играться, полоскаться, постелиться

стирать, играть, полоскать, постелить

Некоторых глаголов повелительного наклонения. Например: положь, едь

положи, поезжай

  

Различайте глаголы с чередованием О/А в корне

-О-

Захлопывать

Озабочивать

Опорочивать

Отсрочивать

Приурочивать

Узаконивать

-А-

Заготавливать

Застраивать

Облагораживать

Оспаривать

Удваивать

Удостаивать 

Заболочивать

Заподозривать

Сосредоточивать

Обусловливать

Заболачивать

Заподазривать

Сосредотачивать

Обуславливать

  

Глаголы в предложении должны быть одного (!) времени и вида. Например: После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобретает квалификацию токаря (НЕЛЬЗЯ: приобрёл).

Валерия Филимонова


Читайте также
СЕГОДНЯ – АМБИЦИОЗЕН, А ЗАВТРА – УСПЕШЕН
28 апреля, 19:55
Именно так звучит девиз муниципального конкурса среди молодых педагогов Перми «Амбициозен». И в этом году конкурс состоялся в юбилейный пятый раз.
Подробнее
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее