ЗАДАНИЕ № 7: ПОВТОРЯЕМ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ЕГЭ по русскому языку всё ближе, а мы продолжаем вещать о заданиях, с которыми в этом году предстоит справиться выпускникам. На очереди – № 7, где главная задача – найти слово с ошибкой и написать в ответе верный вариант. Давайте вспомним, на какие же правила при этом нужно обратить внимание.
Сначала – о морфологических ошибках. Что же это? Это случаи, когда форма слова образована неверно. Например, когда вместо «извините» человек говорит «извиняюсь». Или когда любимый пёс у него «обсохнул», а не «обсох». Надеюсь, в целом идея ясна. Теперь – к правилам и примерам.
В задании № 7 нужно проверить, верно ли образованы формы существительных, глаголов, прилагательных, числительных. Соответственно, сначала нужно определить часть речи.
После этого – вспомнить сами правила, исключения, сложные случаи. Таблицы в помощь – ниже.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
Употребление имён существительных
Формы склонения
М. р. им. п. мн. ч. |
|
-ы (-и) |
-а(-я) |
Бухгалтеры Возрасты Гербы Дёсны Лекторы Торты Векторы Выговоры Инженеры Месяцы Порты Шофёры Инструкторы Редакторы Лекторы Ректоры Принтеры Драйверы |
Борта Доктора Купола Округа Отпуска Повара Векселя Катера Окорока Ордера Паспорта Сторожа Директора Профессора Веера Повара Ордера Инспектора |
Допускается: джемперы и джемпера (разг.); договоры и договора (разг.); свитеры и свитера (разг.). |
|
Следует различать формы по значению: |
|
Корпусы (туловища) Пропуски (отсутствие) Счёты (взаимные) Тоны (звуковые) Тормозы (препятствия) Хлебы (печёные) |
Корпуса (здания) Пропуска (документы) Счета (документы) Тона (цветовые) Тормоза (механизмы) Хлеба (на корню) |
М. р. род. п. мн. ч. |
||
Сущ., обозначающие: |
Полное окончание |
Нулевое окончание |
фрукты, овощи |
Абрикосов Апельсинов Баклажанов Помидоров |
Яблок Груш Слив Дынь
Допускается: баклажан |
единицы измерения |
Гектаров Граммов Килограммов |
Грамм (разг.) Килограмм (разг.) |
парные предметы |
Носков Джинсов Бриджей Гольфов |
Ботинок, сапог
Чулок |
национальности |
Таджиков Чеченцев Бедуинов |
Башкир Грузин Татар Турок Цыган |
другие существительные |
Банкнотов Рельсов |
Банкнот Рельс Солдат, партизан |
Ж. р. и ср. р. род. п. мн. ч. |
|
Полное окончание |
Нулевое окончание |
Долей Доньев Кеглей Клипсов Платьев Устьев Шильев
Простыней Свечей |
Басен Блюдец Вафель Дел Зеркалец Кочерёг Кушаний Мест Туфель Яблонь
Простынь Свеч (игра стоит свеч) |
Слова, не имеющие форм ед. ч. (род. п.) |
|
Полное окончание |
Нулевое окончание |
Заморозков Лохмотьев Консервов Яслей
Граблей |
Нападок Потёмок Сумерек Макарон Дрязг Грабель |
Род
Род определяется: |
|
у географических названий – по родовому слову |
Сочи – город – м. р.; Миссури – река – ж. р. |
у аббревиатур – в основном по опорному слову |
МВД – ср. р., ГУМ – м. р., СНГ – ср. р. НО: вуз – м. р. |
у составных слов – как правило, по родовому признаку наиболее значимого слова |
Театр-студия – м. р., кресло-кровать – ср. р., крем-краска – ж. р. |
Несклоняемые существительные относятся |
|
К ср. р. – неодушевлённые существительные на гласный |
К м. р. – лица мужского пола, животные, птицы |
Авто Алиби Бра Метро Меню Такси Шоссе
Кроме: кофе – м. р. и допускается ср. р.; кольраби, салями, авеню – ж. р. |
Атташе Конферансье Маэстро Импресарио Шимпанзе Кенгуру Пони Колибри
Кроме: иваси, цеце – ж. р. |
Сущ. ж. р. |
Сущ. ср. р. |
Сущ. м. р. |
Коленка Плацкарта Тапка Тапочка Туфля |
Повидло Яблоко |
Бланк Овощ Рельс Рояль Толь Тюль Шампунь |
Допускается: |
Банкнот и банкнота Вольер и вольера Жираф и жирафа Заусенец и заусеница Клавиш и клавиша Ставень и ставня |
Употребление существительных общего рода:
Какая ты невежда, Аня!
Какой ты невежда, Петя!
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
Употребление кратких форм
Зависимые слова может иметь только краткая (!) форма прилагательного, которая употребляется в роли сказуемого. Например: на край богат талантами, А НЕ наш край богатый талантами.
Употребление степеней сравнения прилагательных и наречий
НЕЛЬЗЯ смешивать простые и составные формы сравнительной и превосходной степеней сравнения: ИЛИ более плохой и менее дорого, ИЛИ хуже, дешевле.
Формы сравнительной степени употребляются в высказываниях, где из содержания ясно, что с чем сравнивается. Например: Гоголь создал более реалистические образы, чем Фонвизин (НЕЛЬЗЯ: Гоголь создал более реалистические образы).
ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ
Формы склонения
При склонении составных количественных (сколько?) числительных должны изменяться все их компоненты: шестьюстами пятьюдесятью.
При склонении составных порядковых (который?) числительных изменяется только последнее слово: в двести четырнадцатой комнате.
Формы косвенных падежей некоторых числительных |
|||||
И. Р. Д. В. Т. П. |
Два Двух Двум Два (-ух) Двумя Двух |
Четыре Четырёх Четырём Четыре (-ёх) Четырьмя Четырёх |
Восемь Восьми Восьми Восемь Восьмью Восьми |
Триста Трёхсот Трёмстам Триста Тремястами Трёхстах |
Тысяча Тысячи Тысяче Тысячу Тысячью Тысяче |
И.–В. Р., Д., Т., П. |
Сорок Сорока |
Девяносто Девяноста |
Сто Ста |
Полтора (-ы) Полутора |
Полтораста Полутораста |
Употребление собирательных числительных
Собирательные числительные (двое, трое и т.п.) могут употребляться:
– со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);
– С прилагательными, перешедшими в существительное (двое военных);
– со словами, не имеющими форм единственного числа (трое ножниц, двое суток);
– со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);
– со словами, обозначающими детёнышей животных (семеро козлят);
– с личными местоимениями (их было пятеро).
Собирательные числительные не употребляются:
– со словами, обозначающими лиц женского пола (НЕЛЬЗЯ: двое сестёр);
– со словами, обозначающими взрослых животных (НЕЛЬЗЯ: трое быков).
Числительное оба имеет две формы:
м. р. и ср. р. – обоих
ж. р. – обеих
ГЛАГОЛЫ
Употребление глаголов
Образование форм глаголов
Ошибочными являются формы: |
Верные формы: |
1 л. ед. ч. от некоторых глаголов с основами на чередующиеся гласные: победить, пылесосить, убедить, чудить, затмить, дерзить, очутиться, ощутить. Например: пылесошу, победю, убедю и пр. |
описательные формы глаголов: чищу пылесосом, одержу победу, смогу убедить |
3 л. ед. ч. Например: полоскает, плескает, сыпет, чишет, щипет |
полощет, плещет, сыплет, чихает, щиплет |
бесприставочных глаголов прошедшего времени с суффиксом -ну-. Например: мокнул, сохнул |
мок, сох |
бесприставочных глаголов с корнем -лож-. Например: ложить |
класть, положить |
некоторых глаголов на -ся. Например: стираться, играться, полоскаться, постелиться |
стирать, играть, полоскать, постелить |
Некоторых глаголов повелительного наклонения. Например: положь, едь |
положи, поезжай |
Различайте глаголы с чередованием О/А в корне |
|
-О- Захлопывать Озабочивать Опорочивать Отсрочивать Приурочивать Узаконивать |
-А- Заготавливать Застраивать Облагораживать Оспаривать Удваивать Удостаивать |
Заболочивать Заподозривать Сосредоточивать Обусловливать |
Заболачивать Заподазривать Сосредотачивать Обуславливать |
Глаголы в предложении должны быть одного (!) времени и вида. Например: После окончания школы Фролов поступает в профессиональный лицей, где за короткое время приобретает квалификацию токаря (НЕЛЬЗЯ: приобрёл).
Валерия Филимонова