В КОНТАКТЕ. ЗАЧЕМ ПЕДАГОГУ БЫТЬ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
2020 год внёс в нашу жизнь множество корректив. Перчатки, маски, дистанционное обучение, ZOOM. Все эти атрибуты раньше казались странными и необязательными, а теперь стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Однако вместе с необходимыми ограничениями остро встал вопрос налаживания заочной коммуникации и присутствия педагога в Интернете, даже для тех, кто до этого практически не пользовался компьютером.
«Кто такие эти ваши социальные сети?»
Интернет всегда создавался для решения главной задачи – обмена людей по всему миру информацией, обмена быстрого и без ограничений. Многочисленные сайты, электронная почта, тематические форумы всегда выполняли эту задачу с переменным успехом. Однако XXI век заставляет нас быть переменчивыми и гибкими, чтобы могли успевать за его изменениями и не выпадать из обоймы реальности.
В середине 2000-х молодые и прогрессивные программисты по всему миру озадачились вопросом: как сделать обмен информацией наиболее удобным, быстрым и многогранным? Ответ на вопрос они нашли очень даже быстро и создали социальные сети – площадки, где пользователь может создавать личную страницу, заполнять её фотографиями, видео, делиться музыкой и интересной информацией. Кроме того, социальные сети позволяют людям обсуждать различные темы публично или переписываться в личных сообщениях.
На сегодняшний день функционал соцсетей стал значительно шире. Площадки для торговли, создание статей на определённые темы, продвижение молодых и перспективных авторов: художников, писателей, музыкантов. Конечно же, и общение смогло шагнуть на новый уровень – видеосвязь, голосовые сообщения, звонки через Интернет. Все эти важные аспекты помогли соцсетям плотно укорениться в нашей жизни и завоевать популярность у молодого поколения.
Лучше, чем Viber
Само собой, у многих моих коллег-педагогов возникают закономерные вопросы. Помимо соцсетей в широком доступе находятся и мессенджеры типа Viber или WhatsApp, через которые можно общаться с родственниками, соседями по дому, учениками и их родителями. Зачем тогда нам, учителям, осваивать ещё и «Вконтакте»?
Ответы на этот вопрос просты. Во-первых, большую часть времени наши ученики, так или иначе, проводят в социальных сетях и сообщение, которое вы отправите и во «Вконтакте» и в Viber, с вероятностью 90 % будет замечено скорее в первом сервисе.
Во-вторых, социальные сети обладают огромным потенциалом не только для переписки, но и для создания групп. Когда у классного руководителя появляется необходимость в создании командного духа – группа может стать отличным помощником.
Делиться успехами, сообща (например, опросом) решать важные вопросы проще в группе. Информация о мероприятиях будет размещаться в постах. Фотографии и видео с общих поездок и других активностей будут удобно сохраняться внутри альбомов группы и позволят ребятам и педагогу взглянуть на моменты прошлого даже спустя годы.
В-третьих, образовательный ресурс. При подготовке к ЕГЭ, домашним заданиям или дополнительным курсам за время очных занятий мы можем не успеть рассказать о материале в полном объёме. Однако что нам мешает поделиться с ребятами материалом в формате статьи, интересных постов с ссылками на сборники или полезные сайты, а может, даже полезным видеоуроком?
И четвёртое – возможность лучше узнавать друг друга. Наши странички в соцсетях отражают нас и события, происходящие в нашей жизни. Основываясь на этом, мы можем подавать ребятам пример, делиться с ними интересной информацией и видеть, чем заняты они (разумеется, лишь для того, чтобы лучше их понимать). Образ учителя, даже самого строгого, станет лучше и понятней – разве не в этом секрет хорошей коммуникации?
В итоге?
Само собой, педагог вправе не присутствовать в соцсетях. Но, так или иначе, мир меняется, и, конечно, мы можем ворчать, что дети слишком много сидят в своих социальных сетях и интернетах, что они видят там плохое и учатся плохому, но гораздо лучше не ограничиваться негативом в адрес такой платформы, а помочь сделать её лучше и постараться научить ребят хорошему.
Михаил Боталов,
медиапедагог газеты «Перемена-Пермь»