РАСТИТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
Главный редактор «Перемены-Пермь» Наталья Ханова побеседовала с председателем Комиссии Государственной Думы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства Дмитрием Сазоновым о том, как развивать культуру предпринимательства россиян и в чём так повезло самозанятым.
– Дмитрий Валерьевич, когда Вы заметили у себя предпринимательские задатки?
– Это обнаружилось ещё в дошкольные годы. Однажды, когда мне было пять, я захотел подарить дедушкам Григорию и Ивану по маленькой фигурке Деда Щукаря. Стоили они по рубль сорок. Папа денег не дал, тогда я решил подработать на камских туристических пароходах. После маршрутов на них оставалось много мусора, в том числе бутылки от лимонада. Я выметал мусор, а сдать стеклотару попросил папу. Так и накопил. Думаю, в тот момент я понял, что предприимчивость помогает не зарабатывать деньги, а именно достигать цели, делать что-то полезное. Бизнес – это эффективный инструмент решения проблем, он помогает выработать у предпринимателя инициативность, системность мышления, развить организаторские способности.
– Расскажите, как меняется культура предпринимательства?
– В 1988 году был принят закон «О кооперации в СССР», который позволял объединениям заниматься разными видами деятельности, включая торговлю. Однако в те времена людей, занимавшихся «бизнесом», недолюбливали, называли спекулянтами. С ними было принято бороться, хотя они помогали людям повысить качество жизни. В лихие 90-е люди зарабатывали «кто во что горазд». Кто-то обогатился на продаже ваучеров. Кто-то привозил баулы из Турции для перепродажи. Кто-то занимался ремеслом – производил и продавал товары, оказывал услуги. Единицы старались возродить советские заводы. Но со временем ситуация выровнялась.
– Какие меры предприняли органы власти для поддержки малого и среднего бизнеса в последнее время?
– В июле прошлого года был принят федеральный закон о государственном социальном заказе на оказание услуг в социальной сфере. Ввели стандарты оказания услуг и реестры исполнителей, куда попадают предприниматели, соответствующие этим стандартам. Россияне получили право выбирать, куда обратиться за услугой: в бюджетное учреждение или частную фирму. Мы дали бизнесу возможность конкурировать наравне с государственными и муниципальными унитарными предприятиями. Так со временем мы повысим качество услуг и конкуренцию на рынке. Наша задача – применить этот подход и в сфере культуры, туризма. Государство должно максимально стимулировать растущие компании – те, чьи собственники инвестируют прибыль в расширение бизнеса, а не выводят деньги за рубеж. Поддержкой НКО занимаются центры инноваций социальной сферы. Они развивают компетенции предпринимателей, помогают с арендой, продвижением, поиском субсидий, оформлением кредитов.
– Как можно помочь детям развивать бизнес?
– С 14 лет, имея письменное согласие родителей, ребёнок может всего за пять минут зарегистрировать себя как самозанятого. Так предприимчивые, толковые подростки – лучше взрослых ориентирующиеся в цифровой сфере – могут легально зарабатывать деньги и развивать в себе предпринимательский дух. При этом их деятельность будет облагаться налогом в 4% или 6%, если услуги будут оказаны юридическому лицу, то есть с каждых заработанных 100 рублей государству нужно вернуть всего 4 или 6. И больше никаких удержаний и прямых контактов с органами власти: налоги вычитаются автоматически, работаешь через личный кабинет. Что важно, у самозанятого есть право на ошибку. Если бизнес не пошёл, человек может остановить проект и начать новый.
Наталья Ханова, Ирина Кучумова