ПРОФОРИЕНТАЦИЯ: КАК ВЫБРАТЬ ПРОФЕССИЮ?
В выходные, 3 апреля, в Лысьве прошёл III муниципальный семейный форум, в рамках которого было организовано несколько тематических площадок. Одна из значимых — семинар Владимира Петровича Факторовича, эксперта в сфере образования и профессионального самоопределения, преподавателя РИНО ПГНИУ, почётного работника образования РФ, и Евгения Сергеевича Краева, директора школы № 123 города Перми.
Ключевая тема семинара звучала так: «Зачем и когда нужно выбирать профессию». В ходе обсуждения она оказалась раскрыта значительно глубже: так, были рассмотрены семейные ситуации всех 20 родителей, которые пришли на встречу. Среди самых популярных их вопросов встречались такие: «Что делать, если ребёнок не знает, чего хочет?», «Подросток затрудняется с выбором профессии, как ему помочь?», «Когда нужно начинать выбирать профессию?».
К сожалению, статистика говорит о том, что около 70 % выпускников вузов идут работать не по профессии. А всё потому, что диплом они получают «для галочки». Зачастую в этом виноваты родители, которые соревнуются, чьё чадо поступило на более престижную специальность. Ещё одна типичная ситуация – когда подросток не поступил на желаемый факультет. Нередко взрослые в этом случае говорят: «Нужно идти на любой другой, чтобы не терять время». В итоге получается, что человек учится без желания, а диплом потом пылится на полке годами. Что делать в этом случае? По словам экспертов, лучше потратить год на подготовку к следующим вступительным и на подработку в желаемой сфере (наработку опыта), чем тратить деньги и годы на учёбу, которая ребёнку неинтересна.
«Кто должен выбирать профессию?» Вопрос семейный, но чаще всего решение принимают родители, совсем не учитывая желания и способности подростка. Это и является одной из причин самого большого отсева студентов, который происходит на 3 курсе, когда начинается практика. Именно тогда будущие специалисты погружаются в профессию и понимают, что она не для них.
Как же помочь ребёнку выбрать профессию? Нужно с ним обсудить, какой образ жизни ему по душе и как он хочет жить в будущем. Увы, но того, что работа «будет приносить больше денег», недостаточно для полноценной жизни.
Одна из самых больших ошибок родителей – пытаться предостеречь подростка от неверного выбора. Неудачи, а также возможность пробовать и ошибаться – это бесценный опыт, помогающий ребёнку осмыслить, что нужно сделать, чтобы достичь желаемого результата.
Есть два пути профессионального самоопределения. Через интересы и увлечения подростка и через детальный анализ его способностей, в результате которого, как пазл, собирается картинка будущей профессии и жизни.
Выбирать профессию и пробовать себя в ней ребёнок может и до поступления в университет. Например, он имеет право с 14 лет по договорённости приходить на пару часов в день в полицию, редакцию и т.д. и помогать, наблюдать за работой изнутри. Если же девушка или юноша не знают, чего хотят, родителям следует помочь им ответить на следующие вопросы: «Какой я?», «Чего я хочу?», «Как туда идти?» и «С чего начать?». Важно уметь слушать и слышать ребёнка, уважать его желания и стремления, подавать личный пример.
Завершился семинар словами благодарности родителей в адрес спикеров. Пожалуй, это лучший показатель успешности мероприятия.
Наталья Былёва