КАК УЧИТЕЛЬ МОЖЕТ УПРАВЛЯТЬ КЛАССОМ

29 апреля 2021 , 11:42

Ученики далеко не всегда готовы слушать учителя и быть активными на уроке. На это влияет много факторов: усталость, чрезмерное возбуждение, личные проблемы. Но учителю нужно вести урок. Или не нужно? Разбираемся с методистом образовательного центра «Каменный город», как учитель может управлять классом в сложных ситуациях.

  

Когда класс возбуждён

Как бывает. Ученики пришли с другого урока и совершенно не могут включиться. Они возбуждены после физкультуры или острой темы на уроке литературы и что-то обсуждают, хихикают, не могут сосредоточиться, не отвечают на вопросы учителя или рассказывают свои истории взахлёб.

   

Что делать. Дать ребятам выплеснуть энергию или поделиться важными мыслями. Можно потратить на это 5 минут и попросить их рассказать о том, что они увидели, услышали, обсудили на предыдущем занятии: или дать каждому сказать по два слова, или выбрать двух-трех учеников, чтобы те рассказали подробнее. Если дети не могут успокоиться после физкультуры, можно вместе глубоко подышать и поговорить о чём-то отвлечённом, но спокойном, снизить их темп.

Если вы сможете поменять сложную тему на более лёгкую, использовать больше обсуждений и групповой работы на уроке, это тоже поможет ребятам.

   

Чего не делать. Если вы планируете быстро переключить учеников с помощью крика и угроз, это точно не сработает. Они могут даже успокоиться, но будут напуганы и вряд ли окажутся вовлечёнными в урок и активными. К тому же так вы можете подорвать их доверие.

Но и спускать на тормозах тоже не стоит, иначе они проболтают всё занятие, а потом придётся всё наверстывать, значит, терять в качестве обучения.

  

Когда в классе конфликт

Как бывает. Несколько ребят пришли в класс и ссорятся или начали это делать прямо на уроке. Иногда в конфликт вовлекается весь класс, в результате чего он разделяется на две части.

  

Что делать. Первым делом надо вывести конфликт из острой стадии – разнять дерущихся, рассадить спорящих. Затем, если дело дошло до драки и кому-то нужна медицинская помощь, отвести детей к фельдшеру. Лучше не тратить время и не вести ребят к директору, это можно сделать после урока. Но важно обсудить конфликт за несколько минут, позволить участникам высказаться и дать свою оценку происходящему. Иначе класс будет втихую обсуждать это вместо занятий.

   

Чего не делать. Не нужно тратить на разбор конфликта весь урок – его можно обсуждать с администрацией и родителями уже после занятия. Но и не стоит закрывать на него глаза: детям важно понимать вашу позицию.

  

Когда ученики устали

Как бывает. У вас первый или последний урок – ученики ещё не проснулись или уже засыпают. Или у них была сложная контрольная и сил нет никаких. Вряд ли они смогут понять сложную тему или написать ещё одну проверочную работу.

   

Что делать. Идеально – поменять тему урока на более лёгкую: полностью учеников вам не оживить. Ваше главное оружие – это интерес. Если тема урока будет актуальной, а подача простой, то ребята точно проснутся. Введите больше активностей: на первом уроке разбудите их групповой работой, на последнем дайте творческое задание.

   

Чего не делать. Как и во всех остальных случаях, не стоит переходить на крик: это вряд ли поможет и точно подорвёт ваши отношения. Также не стоит усиливать дисциплину и делать назло – «Так, достали тетради, пишем под диктовку с большой скоростью, сейчас вы у меня проснётесь». Ребята проснутся, но запись под диктовку точно не прибавляет знаний в голове.

  

Когда впереди сложная тема или контрольная

Как бывает. Вы откладывали и шли навстречу ученикам, но больше тянуть нельзя – нужно изучать сложную тему и проводить контрольную. Школьники не в духе, и вы понимаете, что они могут не справиться.

   

Что делать. В случае со сложной темой нужно постараться изложить её на нескольких уровнях сложности. Тогда все поймут её на базовом уровне, а ребятам с большими интересом и способностями вы сможете дать дополнительные задания. В случае с контрольной важно правильно мотивировать детей: расскажите, что срез знаний позволяет вам и им самим проверить себя и понять, насколько они справляются с темой. То есть нужно настраивать не на хорошие оценки, а на то, что, если все поймут предыдущую тему и покажут, что знают её, вы сможете спокойно двигаться к новым – ещё более интересным.

   

Чего не делать. Не надо угрожать и шантажировать. Некоторые учителя считают, что оценки напрямую показывают качество их работы. Но это не так: оценки зависят от многого, в том числе от уровня стресса. Дети с азартом могут написать контрольную на пять и четыре, но на страхе они могут всего лишь вызубрить, а не понять материал.

  

  


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее