ДИЛЕММА ДЛЯ СПОРТСМЕНА: ПОБЕЖДАТЬ В СПОРТЕ ИЛИ УЧЁБЕ?
Дети-спортсмены – отдельная категория учащихся. С одной стороны, они приносят лавры родной школе, обеспечивают ей первые места на спортивных соревнованиях, а с другой – они головная боль директора из-за низкой мотивации к учёбе и невысокого стремления к знаниям. Выходом из ситуации может стать открытие спортивного класса в школе. Но так ли легко это сделать? Об этом поговорили участники круглого стола «Как открыть спортивный класс в школе», который состоялся 29 марта 2021 года в Лысьве.
Круглый стол прошёл по инициативе Ларисы Евгеньевны Степановой, начальника управления образования Лысьвенского городского округа, и Натальи Хановой, главного редактора газеты «Перемена-Пермь». На мероприятии встретились директора школ Перми и Лысьвы, профессиональные спортсмены, представители бизнеса и власти. Такие инициативы позволяют делиться опытом и создавать условия для развития сетевого взаимодействия.
Наталья Ханова, главный редактор газеты «Перемена-Пермь»:
– Уважаемые участники круглого стола, сегодня мы поднимаем актуальную проблему – создание индивидуального образовательного маршрута для ребёнка-спортсмена. В Лысьве и в Перми немало детей, занимающихся спортом, но многие из них не находят понимания в школе из-за частых пропусков уроков и вынуждены учиться кое-как. Можно ли помочь таким детям быть успешными и в спорте, и в учёбе?
Виталий Ушаков, заместитель главы администрации Лысьвенского городского округа:
– В глубине души я считаю себя спортсменом и уверен, что занятия спортом делают детей успешными. Им надо открыть путь к спорту, а не преграждать его. Думаю, что после этого разговора дело сдвинется. Год назад мы открыли школу «ВекториЯ», в которой сегодня присутствуем. Здесь есть все условия для занятий физической культурой.
Павел Пушвинцев, директор МАОУ «Лицей «ВЕКТОРиЯ»:
– Спортивный класс – очень важная тема. Нашей школе ровно год, и мы тоже начали эту работу. У нас есть проект «Самбо в школе», мы работаем с нашей спортивной школой (лыжи) и многое другое. Готовы к сетевому взаимодействию с пермскими школами.
Василий Угольников, заместитель начальника управления по физической культуре, спорту и молодёжной политике администрации Лысьвенского городского округа:
– На самом деле в Лысьве есть опыт становления спортивных классов. Сейчас у нас действует такой класс для футболистов, но требуются новые подходы к работе с детьми-спортсменами. Очень хотелось услышать о положительном опыте, как это организовано у других.
Александр Гликсон, директор МАОУ «СОШ № 32» г. Перми.
– В школе № 32 на 1600 детей приходится 600 учащихся, которые на профессиональном уровне занимаются спортом, учатся в 24 спортивных классах. Мы сотрудничаем с Федерацией киокушинкай карате Пермского края и городской спортивной школой киокушинкай. С осени 2009 года заработал спортивный класс, и ежегодно мы добавляли по одному такому классу в каждой параллели. Дети-спортсмены занимаются баскетболом, чирлидингом, спортивным туризмом. Рецепт успеха – найти спортивную федерацию, которую интересуют не только спортивные достижения детей, но и качественное общее образование, гармоничное развитие. Оно достигается за счёт привлечения детей к дополнительным развивающим занятиям. Это китайский и японский языки, восточная каллиграфия, хоровое пение, шахматы, японские игры, современные танцы, сценическое мастерство, живопись. Пропуски занятий из-за участия детей в соревнованиях так или иначе навёрстываются, все учебные проблемы детей решаются. В спортивном классе ребята должны находиться полный день. Это позволяет составить расписание всех видов деятельности. Важно кормить детей три раза в день и обеспечить дневной сон. В 2009 году мы делали всё за счёт средств своей и спортивной школы. Когда технология заработала, в нас поверил и город, и край. Школа вошла в число уникальных школ, и финансирование пошло из разных источников. С родителей деньги не брали никогда. Есть тенденция, что в спорте остаётся мало ребят. Девочек хочется занять! Это вторая наша проблема. В классах карате девочек очень мало.
Светлана Высокова, тренер СШОР «Орлёнок» г. Перми, призёр Олимпийских игр:
– На выходе из спортивного класса профессиональных спортсменов остаётся мало. Не все дети достигают вершин. Это норма. Дети-спортсмены должны посещать уроки физической культуры. Нужно продвигать имидж спортсменов, защищающих честь Приволжского федерального округа. Обидно, что к спортсменам относятся как к недалёким людям. Успешность в нашем обществе связывается с другими профессиями, не со спортом. Мы несём большие потери, когда ребёнок на уровне кандидата, но родители направляют его в другую профессию. Идёт большой отток одарённых детей из спорта.
Роман Жуков, заместитель управляющего Пермского отделения Волго-Вятского банка ПАО «Сбербанк»:
– Увлекаюсь спортом. В субботу пробежал марафон на лыжах в г. Чусовой. Спорт дисциплинирует, делает стрессоустойчивым, формирует стремление идти к цели, добиваться результата. Мы всех сотрудников вовлекаем в спортивные мероприятия. Два года назад команда «Сбера» заняла 2 место в спартакиаде среди трудовых коллективов края. Школа – место, которое определяет отношение ребёнка к спорту. До сих пор с благодарностью вспоминаю своих учителей физкультуры, тренеров. Важно формировать путь развития школьников в зависимости от их желания, способностей, результатов.
Ольга Ложкина, учитель физкультуры, классный руководитель спортивного класса МАОУ «СОШ № 3» г. Лысьвы:
– Ситуация набора в спорткласс каждый год разная. Год набор есть, год – нет. У детей высокая спортивная нагрузка, очень низкая мотивация к освоению основного образования. Они говорят: «Зачем нам учиться? Мы в футбол умеем играть». Есть проблема с дисциплиной.
Сергей Широков, директор МАУ «Спортивный комплекс с бассейном» г. Лысьвы:
– Спортсмены плохо учатся. Поэтому в спортивном классе должны работать лучшие педагоги. Если такой класс показывает результат выше, чем общеобразовательный, то надо стимулировать учителей. Это мотивирует их к качественной работе со спортивными классами.
Светлана Русакова, заместитель директора МАОУ «СОШ № 135» г. Перми:
– Мы реализуем в школе спортивный класс совместно с Пермской федерацией хоккея на траве. Отбор детей ведётся в воскресной школе. В нашем классе работает один из лучших педагогов в школе – Любовь Степановна Яблокова.
Нина Захарова, президент федерации хоккея на траве Пермского края, старший тренер отделения хоккея на траве СШОР «Орлёнок» г. Перми:
– Да, соглашусь со Светланой Дмитриевной, у нас всё дружно и слаженно. Тренировки 3 раза в неделю, физкультура и плавание. У нас два тренера для мальчиков и для девочек. Мы везде участвуем. Проблем с учёбой и дисциплиной не знаем. Нам построили стадион. Когда дети выезжают на соревнования, с ними едет и классный руководитель, поэтому образовательный процесс не прерывается. Мы целый класс вывозили в Анапу. Дети стремятся попасть в команду Высшей лиги.
Юлия Ветрова, директор МАОУ «Юговская СОШ»:
– Я – человек, далёкий от спорта, но директор, мечтающий открыть спортивный класс в школе. Теперь я понимаю, что требуется системный подход для решения такой задачи. Остаётся открытым вопрос «как найти свою спортивную федерацию?». На какой правовой базе строить сотрудничество?
Александр Гликсон, директор МАОУ «СОШ № 32» г. Перми:
– Достаточно соглашения между вашей школой и спортивной школой. Есть ещё ряд документов, мы готовы предоставить образцы и проконсультировать.
Лариса Степанова, начальник управления образования Лысьвенского городского округа:
– Я училась в классе, где большинство мальчиков были футболистами. Благодаря этому, наша жизнь в школе была очень близка к спорту. Мы активно болели за одноклассников и сами старались не отставать от них (лыжи, походы и т. д.). Хочу сказать, что тема околоспорта тоже очень важна. Всё это – движение, активность и здоровье. Я очень рада, что наш круглый стол состоялся. Мы берёмся за открытие спортивных классов в Лысьве!
Наталья Ханова