ПРОФЕССИИ ОТ А ДО Я: АКТЁР
«Если обыкновенный человек живёт одну жизнь, то мы проживаем сотни жизней...». Как вы думаете, о какой профессии идёт речь? Конечно же, это актёр. Сегодня в рубрике Даши Тюриной «Профессии от А до Я» – талантливая актриса Пермского ТЮЗа Ксения Жаркова.
ОБРАЗОВАНИЕ
– Нужно окончить театральное училище или театральный институт по специальности «Актёр театра и кино» (иногда она называется «Актёр драмы»). Конкретно в нашем городе есть колледж искусств и культуры, который выпускает артистов, и есть Пермский институт искусств и культуры и кафедра актёрского мастерства и режиссуры, где выпускают специалистов с высшим актёрским образованием, таких как режиссёры и артисты.
ГРАФИК РАБОТЫ
– У артистов график работы ненормированный. Бывают ситуации, когда мы выпускаем спектакль, а через неделю должна состояться премьера, поэтому мы репетируем практически круглосуточно. Но обычно – по расписанию – у нас утренние репетиции начинаются в 11:00, заканчиваются в 14:00, а следующая – вечерняя – репетиция начинается в 17:00 и заканчивается тогда, когда захочется режиссёру. Иногда бывают ситуации, когда мы приходим играть только спектакли вечером, тогда с утра у нас есть дополнительные дисциплины, такие как вокал.
О НАЧАЛЕ АКТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
– Уже со второго курса меня и многих моих однокурсников стали включать в постановки Пермского театра юного зрителя. Каждому из нас дали роли, мы срочно вводились по необходимости в спектакли и уже репетировали новые спектакли.
Моей первой серьёзной ролью была роль родной дочки в спектакле «Двенадцать месяцев», а затем (это была моя дипломная работа) роль Варвары в спектакле «Гроза» по пьесе Островского. Это были первые две серьёзные работы, а до этого это были всё «вводы».
ПОЧЕМУ ИМЕННО ТЕАТР?
– Дело в том, что мои родители – Татьяна Петровна и Юрий Викторович Жарковы – были артистами этого театра, а мама и сейчас его актриса и режиссёр. Поэтому у меня было не очень много вариантов, куда попасть после окончания института. И главное – курс наш был целевой, он был набран специально для ТЮЗа. Так что театр юного зрителя – пока единственный и самый мой любимый театр в жизни.
А В КИНО СНЯТЬСЯ ХОТЕЛОСЬ?
– Конечно, хотелось бы сняться в достойном кино. Мои попытки съёмок пока ограничивались какими-то небольшими ролями в сериалах, и если бы какой-то достойный режиссёр разглядел меня и пригласил сняться в кино, я бы не отказалась, наверное, как и многие мои коллеги. Они, собственно говоря, и не отказываются и сейчас являются звёздами телевидения и кино: это Мария Шекунова (Скорницая), Валентина Мазунина, Светлана Пермякова, Жанна Кадникова... Когда-то мы с ними играли на одной сцене, и они потом уехали в Москву, очень удачно у них там всё устроилось.
ПЛЮСЫ ПРОФЕССИИ
– Плюсов есть бесконечное количество, потому что каждый раз новая роль, то есть новая жизнь! Если обыкновенный человек живёт одну жизнь, то мы проживаем сотни за свою актёрскую карьеру. И эти жизни разные, эти жизни яркие.
Незабываемые эмоции от общения с разными режиссёрами различных театральных лабораторий.
Отдача зрителей. Когда ты видишь, что зритель на твою работу, на игру на сцене зритель не просто реагирует, а вместе с тобой дышит, живёт, проживает всю историю, а потом с благодарностью тебе стоя аплодирует, – нет ничего дороже этого.
МИНУСЫ ПРОФЕССИИ
– На мой взгляд, самый главный минус нашей работы состоит в том, что актёр – профессия очень зависимая. Ты не принадлежишь себе, всегда есть режиссёр, который тобой управляет. Конечно, у тебя есть свобода творчества и самовыражения, но ты всегда в неких рамках.
Когда выпускаются спектакли, график очень плотный, гастроли – ты просто оторван от семьи и не можешь посвятить столько времени, сколько хотел бы, своим близким. Это, пожалуй, минусы профессии.
КАКУЮ РОЛЬ ХОТЕЛОСЬ БЫ СЫГРАТЬ, А КАКУЮ НЕТ?
– Актёр, как правило, и не задумывается о том, что какую-то роль ему не очень бы хотелось играть. Это считается неэтичным и неправильным. Актёр должен быть готов играть всё что угодно и играть все роли, которые дают! В этом заключается его профессионализм. Разговоры о том, какие роли не хочется играть, в театре не ведутся.
Хотелось бы играть больше русской классики, хотелось бы, чтобы в театрах шло больше пьес Чехова, Островского, Шекспира, естественно. Масса прекрасного литературного материала лежит и пылится на полках и до зрителя не доходит. Ещё мне бы хотелось попробовать себя во всех пьесах Шекспира.
СОВЕТЫ БУДУЩИМ АКТЁРАМ И АКТРИСАМ
– Никогда не сдавайтесь; развивайтесь в профессии.
САМЫЕ ДОЛГИЕ РЕПЕТИЦИИ
– Самые долгие репетиции в моей жизни были во время учёбы в институте. Например, во время подготовки к экзамену по актёрскому мастерству занятия начинались в 9–10 утра, а заканчивались в 11–12 ночи.
НЕОБЫЧНЫЕ СИТУАЦИИ НА РАБОТЕ
– Как правило, такие ситуации случаются в непривычных условиях, когда мы играем, допустим, не на родной площадке; уезжаем куда-нибудь на гастроли. У нас был случай, когда мы играли в Турции спектакль «Гроза», а рядом с театром находилась мечеть. В самый интересный момент, когда один из артистов – персонаж Борис – произносил реплику, связанную с молитвой, начала петь молитвы очень громко мулла, и это всё было слышно в зале.
Дарья Тюрина