КАЛЕНДАРИ ОЖИДАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ — ПОМОЩНИКИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

6 августа 2020 , 12:15

В последнее время педагоги и родители всё больше нацелены на развитие в ребёнке личностных качеств: самостоятельности, ответственности, целеустремленности, поэтому стали так популярны всевозможные методики, развивающие это в детях. Прочно укрепляются в работе с детьми разработки календарей ожидания и календарей планирования. Календари учат детей грамотно планировать время, они становятся хорошими помощниками и для педагогов.

 

Календари ожидания

Такой инструмент может появиться уже в младшей группе детского сада. Для малышей этого возраста он оформлен с помощью картинок, обозначающих праздник или другой важный день. Такой календарь должен иметь определенную форму: иллюстрации должны располагаться горизонтально, по линии, дабы не рассеивать внимание малышей.

 

 

Для более старшего возраста (в том числе школьного) календарь усложняется, приобретает новую форму. В него могут вводиться дни недели, название месяца, даты (цифры), наполнение делается более богатым. Это могут быть открытые коробочки с цифрами, выстроенные в виде определённой картинки. В календарях отчётливо прослеживаются элементы геймификации (нужно выполнить ряд заданий, чтобы подготовиться к итоговому мероприятию). Дополнение к датам может быть оформлено рядом с основным календарем, чтобы дети сами могли соотнести цифру и приложение к ней.

 

Календари ожидания позволяют педагогам, а также и родителям дома, качественно подготовить детей к встрече долгожданного праздника. Они помогают формировать у детей элементарные временные представления, вызывают стремление планировать свою жизнь с помощью дней недели и месяцев. С их помощью педагог работает с детьми над закреплением умения составлять модели суток, недели, месяца, года, учит ориентироваться по этим моделям. Разумеется, работая с календарём, дети закрепляют знания цифр, чисел, времени суток, дней недели, месяцев.

 

Календарь планирования

Он предназначен для самостоятельного использования детьми старшего возраста. Он имеет ежедневный или еженедельный формат. В календаре обозначаются занятия детей в течение дня или недели. В календаре планирования можно работать, как в рамках дежурства детей (т.е. дети обозначают день недели и помогают педагогу ДОУ или школы подготовить атрибуты для занятий, запланированных в этот день), так и каждому ребёнку в индивидуальном порядке (в детском саду ребёнок может отследить занятия в этот день, самостоятельно подготовиться к ним, например, приготовить физкультурную форму или попросить родителей ее постирать).

 

 

Для того, чтобы познакомить детей младшего возраста с календарем планирования, можно использовать форму паровозика, вагоны которого будут располагаться в одну линию. За каждым вагоном можно закрепить день недели и картинки занятий, которые в этот день будут проводиться. На вагонах нужно сделать карманы, в которые можно посадить героя. Рядом с паровозом можно расположить демонстрационное окно, в который помещать рисунок или аппликацию дня, либо основное упражнение, которое будет разучиваться на физкультуре.

 

Для взрослых детей календари планирования можно усложнять. Закреплять за каждым днём недели определённые цвета, менять расположение (линию на круг), для обозначения направления можно использовать стрелки. Календарь может быть в виде теремка с пятью окнами — днями недели. Окна дней, которые ещё не наступили, остаются закрытыми. На них может быть нарисован зверь, который обозначает определённый день недели, или цвет окна может быть подсказкой. Форма цветка или солнышка также хорошо подходит для оформления календарей планирования для старших групп. Как и в случае с календарём ожидания, можно использовать игру-ходилку с фишкой, которая будет перемещаться по дням недели.

 

Стоит отметить, что календарь ожидания и календарь планирования — разработки универсальные. Их можно использовать как в рамках детского сада, так и в рамках школы и дома. Это, несомненно, будет развивать в детях самостоятельность и организованность, а также поможет повысить интерес ребенка к учёбе и различным домашним обязанностям.

 

Заинтересованность, желание детей работать с календарями ожидания и планирования станут самой большой наградой педагогам и родителям за те силы, которые были потрачены на реализацию своих идей — разработку календарей.

 

Наталья Былева


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее