МОЙ ЦИФРОВОЙ СЛЕД

13 апреля 2020 , 11:32

Все мы, хотим того или нет, становимся участниками взаимодействий с огромным количеством интернет-порталов и сервисов. Всё вокруг буквально пропитано Сетью. Желая получить скидку в пиццерии за участие в бонусной программе компании, вызывая такси до дома пятничным вечером или просто регистрируясь в очередной игре ВК, мы оставляем довольно много данных третьим лицам. Большая их часть, конечно, остаётся внутри бесчисленных корпоративных серверов. Но – лишь большая часть.

 

Для обозначения всего того массива информации, который доступен о человеке в более-менее публичных интернет-ресурсах, учёные придумали термин «цифровой след». Наукой дело не ограничилось. В сентябре 2019 года Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве по заказу фонда «Сколково» была разработана «Концепция комплексного регулирования отношений, возникающих в связи с развитием цифровой экономики». Его авторы, в частности, предложили прописать механизм получения у пользователя согласия на использование «активного цифрового следа» (то есть информации, информация, которую пользователь оставляет в социальных сетях и личных кабинетах на сайтах сознательно), а также регламентировать доступ к этой информации коммерческих компаний и прописать ответственность и обязанности лиц, обеспечивающих его хранение и обработку. В то же время, по мнению экспертов «Сколково», использование «пассивного цифрового следа» (данных, которые собирают о пользователе операционные системы, поисковики, интернет-магазины и т.д. автоматически) не должно подвергаться регулированию, ведь это, цитирую «может затормозить внедрение современных информационных технологий и создаст избыточные требования для коммерческих компаний».


Документ этот пока не стал законопроектом и не встретил должного общественного резонанса, однако тема была поднята. Пожалуй, главный вопрос здесь – кто, что и в каком объёме может знать о каждом из нас? Многие в кулуарах бы ответили «всё». Банкам важно понимать, чем живут их заёмщики. Средствам массовой информации – знать интересы своих читателей. Классным руководителям – следить за жизнью своих подопечных и их родителей. Такие аналогии можно провести по очень большому количеству сфер деятельности. Важно другое – иногда узнать и понять всё это не так уж и сложно.


Почему, спросите вы? Для начала посмотрите ваши аккаунты в соцсетях. Много постите? Ставите геотеги, фотографируетесь в узнаваемых местах или отмечаете в публикациях друзей? Пишите о своей любимой школе или месте работы? Если на один или несколько этих вопросов вы ответили «да», поздравляю – ваш активный цифровой след уже о многом может рассказать.

 

Затем попробуйте вбить свои ФИО и город в привычные всем поисковики, Яндекс и Google. Так можно найти, например, архивные версии ваших страниц в соцсетях. Кроме того, если вы когда-нибудь участвовали в олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства и подобных активностях (или если место вашей учёбы/работы не очень ответственно относится к конфиденциальности персональных данных), немал шанс того, что в опубликованных списках участников/учащихся/работников также найдётся информация о вас. В рамках одного моего занятия по этой теме за минуту поиска получилось найти в открытом доступе данные свидетельства о рождении несовершеннолетней ученицы. Имея в распоряжении такую информацию и доступ к открытым и не очень базам данных, можно добраться и до места жительства. Риски, я думаю, понятны.

 

Что со всем этим делать? Как не допустить «сливов» информации о вас? В общем-то, никак, если вы не живёте в затворничестве и не ограничиваете все контакты со внешней средой. И это не страшно – 99,9% вероятности, что никто и никогда не будет с плохим умыслом искать информацию о вас. Однако лёгкое напряжение от осознания собственной цифровой публичности остаётся. Чтобы слегка себя успокоить, подумайте над соблюдением следующих правил «цифровой гигиены»:

 

1) Следите за тем, кого добавляете в друзья и/или на кого подписываетесь. Незачем замусоривать свои страницы ботами.

2) Проверьте текущие подписки. Есть ли там группы вашего места учёбы/работы? Подслушано вашего района/микрорайона/жилого комплекса? Может быть, стоит скрыть эту информацию, чтобы люди не смогли так просто узнать, где вы живёте, учитесь и работаете?

3) Указали всех своих родственников в соответствующих графах ВК? Зачем? Уверены, что этим никто не воспользуется и не будет мучить ваших близких вопросами или высказываниями о вас?

4) Хотите писать о чём-то личном? Подумайте над тем, чтобы создать для этих целей отдельную, закрытую страницу, доступ к которой вы будете контролировать сами, допуская туда только доверенных лиц. Не забывайте также о настройках приватности и технологиях индивидуализации контента сродни «Близким друзьям» в Instagram.

5) Потратьте час вашего времени на то, чтобы пролистать свои страницы и заархивировать или удалить публикации, уже не актуальные для вас, а также те, что дают слишком личную информацию.

 

Наконец, самое главное правило – перед тем, как что-нибудь запостить, подумайте, для кого и зачем вы это делаете. Подойдя к ведению соцсетей с умом, всё у вас будет в порядке!

 

Дмитрий Шилов


Читайте также
Двойное внимание каждому – обеспечено!
Сегодня, 14:16
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
Подробнее
Школьники удивили своими проектами экспертов конкурса «Гении Прикамья»
7 ноября, 13:23
В Перми 7 ноября открылась профориентационная выставка «Образование и карьера». Она продлится 4 дня на выставочной площадке «Пермь Экспо». В мероприятии принимают участие более 100 школ, вузов, техникумов, ведущие промышленные предприятия Пермского края, организации, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Подробнее
12
1 ноября, 10:36
Подробнее