Дистанционное обучение
Известно, что на сегодняшний день все учебные заведения в стране переведены на дистанционный формат обучения. Министерство просвещения РФ рекомендует около двух десятков интернет-платформ, посредством которых ученики могут обучаться. К сожалению, единой интернет-площадки, позволившей бы всем учащимся проходить обучение пока не создано. Решение о том, как именно будет выстроен процесс остается за образовательными учреждениями. В некоторых из них созданы достаточно функциональные ресурсы, а некоторым нужно будет выбрать те площадки, которые наиболее удобны и эффективны для преподавателей и учащихся.
Как педагогам и ученикам выйти из этой непростой ситуации, вызванной коронавирусной пандемией, в нашем материале. Он основан на рекомендациях по организации дистанционного обучения кандидата филологических наук, доцента кафедры журналистики и массовых коммуникаций, преподавателя филологического факультета ПГНИУ И. М. Печищева.
Как только стало известно о переводе на дистанционное обучение Иван Михайлович подготовил серию видеороликов в помощь коллегам – преподавателям вузов, ссузов, а также школьным учителям. В материалах автор предлагает сосредоточиться на 6 темах.
Коммуникация
Первое, с чем нужно определиться преподавательскому составу – это коммуникация. Нужно быть готовыми к тому, что при дистанционной форме обучения количество писем и сообщений от студентов и учеников в адрес педагогов резко возрастет. Необходимо выбрать самый удобный для всех участников процесса способ общения.
Первый вариант – оставить переписку в привычном формате, который уже сложился. Для кого-то это определенная социальная сеть, для кого-то электронная почта, для кого-то мессенджер.
Второй вариант – создать под новый формат обучения чат. Например, в телеграме или вайбере. Главное, чтобы было удобно и учителям и учащимся. Также важно обсудить эту тему с коллегами. Если, к примеру, у преподавателей чаты будут созданы в разных соцсетях и мессенджерах, то учащимся будет гораздо сложнее ориентироваться. Поэтому целесообразнее скоординировать свои действия внутри педагогического состава и остановиться на нескольких мессенджерах для коммуникации с учениками.
Также стоит подумать о том, чтобы завести отдельный почтовый ящик, на который каждый студент или ученик мог бы отправлять свои работы. Важно, чтобы в этой почте не было переписки с коллегами и прочих писем, чтобы не возникало путаницы и не терялись файлы.
В дополнение к вышеперечисленным вариантам коммуникации можно сказать о Google-формах. Через них, например, ученики могут загружать свои файлы с выполненными работами.
В системе коммуникации крайне важно проследить и убедиться, что все ученики на связи и участвуют в обучении.
Также важно помнить, что у учеников и студентов могут возникнуть следующие проблемы:
- технические (нужно оборудование, колонки, микрофон, камера, компьютер);
- организационные (самодисциплина развита не у всех, а здесь надо уметь управлять своим временем);
- коммуникативные (для многих может быть непривычно, что они одни в самоизоляции. Из-за этого возможны проблемы с настроением и прочее. Педагогам нужно почаще общаться в чате с учениками, задавать вопросы, не связанные напрямую с учебой, чтобы учащиеся чувствовали себя вовлеченными).
Примечание
Важно отметить, что эти советы работают в тех случаях, если вы не используете отдельную систему управления процессом обучения – Blackboard, Google-класс и другие. В них уже проработана система коммуникации.
Создание обучающих материалов
У всех преподавателей в запасе есть презентации, набор используемых сайтов и прочие материалы. Из них можно сделать скринкасты, то есть видеозаписи с экрана. Для создания скринкастов существует много приложений, как платных, так и бесплатных. Например, программа Screencast-O-Matic. Она позволяет записать 15-минутное видео. Этого вполне достаточно для записи видеоурока.
Второй сервис – это LearningApps, для создания упражнений. Он больше подходит для учителей школ, чем для преподавателей вузов. В нем есть возможность готовить разного рода задания.
Публикация материалов
Если в образовательном учреждении есть специальная система управления обучением, то публиковать все материалы можно в ней.
Если же такой системы нет, можно воспользоваться такими сервисами, как Google-класс, социальные сети, облачные хранилища или собственный сайт.
Главный принцип – ваши материалы должны быть доступны в любое время суток.
Онлайн-сессии
Для организации онлайн сессий или трансляций можно использовать самые разные сервисы и платформы – Skype, Zoom, Youtube, соцсети и прочее. Главное, чтобы всем было удобно, и способ был доступен для учащихся.
Контроль обучения
Важной особенностью дистанционного обучения является то, что преподаватель не видит студента (как правило). Поэтому крайне важно наладить контроль. Для этого можно разработать вопросы для самопроверки, например, в виде короткого теста или задания. Помогут в этом такие сервисы как Socrative, Google-формы, Mentimeter и другие.
Совместная работа
Самый простой и привычный для всех способ совместной работы – это взаимодействие в соцсети, например, в закрытой группе. В ней можно просить высказываться студентов и учеников прямо под тем или иным постом или в обсуждениях.
Иван Михайлович Печищев:
- Конечно, образовательные учреждения, педагоги и учащиеся и раньше сталкивались с карантинами по гриппу, но ситуации были локальными и продолжались около недели. Подобная же ситуация с повсеместным переходом на дистанционное обучение возникла впервые.
После проведения ряда вебинаров и общения с коллегами стало очевидно, что к дистанционной форме готовы не все. Я это сравниваю с выходом в открытый космос. Многие никогда раньше не проводили по скайпу так много занятий и не переписывались в соцсетях столь интенсивно.
Поэтому мною и была записана серия роликов – чтобы помочь тем коллегам, которые пока не сталкивались с вопросом организации дистанционного обучения. Надеюсь, что видео полезно не только для преподавателей вузов, но и для учителей школ.
Сейчас можно говорить о 3 стратегиях: первая - взять готовые онлайн-курсы и направить туда учеников, вторая – самим разработать курс, и третья – сделать комбинированный смешанный курс, используя как свои, так и чьи-то наработки.
В любом из этих вариантов, руководить всем процессом должен учитель, даже если он будет заимствовать все материалы со сторонних ресурсов в готовом виде.
Во всей этой ситуации с вынужденным внедрением дистанционной формы обучения я вижу как минусы, так и плюсы. Безусловно, может пострадать само качество образования, но при этом, так или иначе процесс будет организован, и всем без исключения придется поменять подходы, подстраиваясь под требование сложившейся обстановки и времени цифровизации, в котором мы живем.
И это принципиальная вещь – перестройка процесса образования должна привести к новым форматам и общему развитию образовательно сферы.
Михаил Боталов
Материал подготовлен на основе видеоуроков И. М. Печищева