Коронавирус: памятка для детей и взрослых

20 марта 2020 , 12:53

Во всем мире объявлена пандемия, вызванная коронавирусной инфекцией COVID-19 (corona virus disease 2019). Нашему главному редактору и педиатру одновременно удалось стать слушателем лекции главного пульмонолога России Александра Григорьевича Чучалина, академика РАН, заведующего кафедрой госпитальной терапии РНИМУ им. Н. И. Пирогова. «Перемена-Пермь» публикует краткую версию этой лекции.

 

Началось с цыплят

Коронавирус был описан еще в 1937 году. Тогда ветеринары столкнулись с проблемой гибели цыплят от неизвестного возбудителя. Оказывается, биологической мишенью этого вируса являются эпителиальные клетки слизистой трахеи. Своё название этот вирус получил из-за шиповидных отростков, с помощью которых проникает в клетку и поражает её. К 2000 году было описано уже 15 серотипов вируса. С этого периода произошел научный взрыв по изучению коронавируса. Сейчас о вирусе как таковом известно практически всё. Остаётся загадкой то, из-за чего происходит его мутация. Именно это затрудняет подбор наиболее эффективных медикаментов и методов лечения.


По состоянию на 20 марта 2020 года количество заболевших составляет более 200 000 человек, количество вовлеченных стран – 114, количество умерших – 8141. Столь обширная география и побудила к тому, чтобы назвать процесс пандемией.


 

Новые вирусы поражают легкие

— Столетие, в котором мы живем, ознаменовалось появлением новых болезней, — комментирует Чучалин. — Каждые несколько лет мы стоим перед фактом новой болезни, при которой самым уязвимым органом являются легкие.

 

В подтверждение слов академик привел разные случаи эпидемий с начала XXI века. В 2002 году была выявлена так называемая атипичная пневмония (SARS). В 2003 году произошла вспышка заболевания птичьим гриппом (H5N1). Смертность здесь на небольшой группе достигала 52 %. В 2009 году наблюдался свиной грипп (H1N1), который не обошел стороной и Россию. Но если сравнивать наши эпидемиологические данные со странами Америки и Западной Европы, то мы понесли наименьший социальный урон, нежели другие страны. Общее число больных тогда составило 1 632 258 человек, а смертность достигла 17,4 %. В 2012 году в странах арабского мира вспыхнула болезнь, которая тоже была неизвестна. Первый диагноз поставили пациенту с тяжелым воспалением легких — коронавирус ближневосточного респираторного синдрома. 2013 год — небольшая вспышка высокопатогенного гена нового птичьего гриппа (H7N9). Тогда смертность достигла 39,3 %.

 

Путешествующий синдром

— И вот сегодня мы столкнулись с коронавирусом, — продолжает Александр Григорьевич. — Убежден, что мы сделаем много открытий в этой ситуации. Это видно по тем мероприятиям, которые предпринимаются по всему миру и по тому, как врачи апробируют методы лечения.

 

Биологическим резервуаром вируса является летучая мышь. Коронавирус путешествует по всем странам и получил название - путешествующий синдром. Анализ особенностей течения болезни у переболевших позволяет сказать, что 81 % пациентов переносили инфекцию легко, 14 % — тяжело (с одышкой и гипоксемией — пониженным содержанием кислорода в крови). Это данные на период, когда количество заболевших составляло 74 500.

 

Как распознать коронавирус?

Ведущие симптомы коронавирусной инфекции: лихорадка — в 99 % случаев, сухой кашель — в 59 % (за счет поражения верхнего отдела дыхательных путей), одышка. При появлении одышки безобидная простуда превращается в тяжелую. Особую группу риска по тяжелому течению болезни составляют люди пожилого возраста. Именно они составили большое число умерших от инфекции по всему миру. Скрытый период болезни может продолжаться более двух недель, то есть в этот период вирус может себя никак не проявлять, протекать незаметно.

 

Симптомы коронавируса схожи с пневмонией:

· потеря сознания (в результате прогрессирующего разрушения лёгочных тканей);

· сухой, непродуктивный кашель;

· повышение температуры (38 °С или выше, озноб);

· затруднения при дыхании;

· боли в области груди;

· головная боль;

· боль в мышцах;

· общее недомогание.

 

Встречаются также и гастроэнтерологические симптомы: тошнота, пищеварительный дискомфорт, диарея — поражения тонкого кишечника.

 

Как защититься от коронавируса?

· часто мойте руки с мылом — не менее 20 секунд;

· не касайтесь немытыми руками глаз, рта и слизистых;

· избегайте тесного контакта с зараженными людьми, держитесь на расстоянии 1-2 метра от собеседника;

· почаще делайте влажную уборку, по возможности используйте дезинфицирующие средства

· используйте маски для защиты органов дыхания;

· при первых признаках заболевания обратитесь за медицинской помощью в лечебные организации, позвонив «03»

· старайтесь без особой нужды не покидать своего дома, не посещайте места скопления людей

· работающим людям рекомендуется перейти на удаленный вариант работы

 

Что дальше?

С 23 марта по 12 апреля 2020 года все образовательные организации России закрыты, а школьники и студенты перешли на дистанционные формы обучения. Редакция газеты «Перемена-Пермь» продолжит информировать своих читателей на электронных ресурсах. Мы желаем вам здоровья, дорогие наши читатели. Следующий номер газеты ждите 13 апреля 2020 года в каждой школе и детском саду города Перми.

 

Михаил Боталов, Елена Никулина, Наталья Ханова

Материал подготовлен по данным лекции А. Г. Чучалина


Читайте также
УЧИТЕЛЬ НА ОТДЫХЕ: НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
Сегодня, 12:51
Настольные игры ведут свою историю на протяжении более пяти тысяч лет. Примерно столько же времени уходит у преподавателей на проверку тетрадей. Но когда наступает отпуск педагога, настольные игры оказываются хорошим способом увлекательного времяпровождения.
Подробнее
ШКОЛЬНЫЙ МЕДИАЦЕНТР: ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Сегодня, 08:23
Медиапедагог газеты «Перемена-Пермь» Михаил Боталов за прошедшую неделю выпустил два любпытных материала: зачем школьный медиацентр нужен самому школьнику и учителю. Эта тема меня как руководителя именно такой детской организации затронула до глубины самой медиацентровской души. Поэтому я постараюсь рассказать свою историю.
Подробнее
«НУ, ПОНИМАЕШЬ, КАК БЫ…»: ПРОВЕРКА ГРАМОТНОСТИ
Вчера, 13:25
Слова-паразиты – явление нередкое. Они встречаются в речи почти каждого из нас: мы часто заполняем ими паузы или просто маскируем бедный словарный запас. Что же с этим делать? Как очистить речь от всяких «типа», «в общем», «ну» и других «спутников», не самых красивых и приятных для слушателей? Достаточно работать над собой и следовать нескольким советам.
Подробнее