Нина Паркачёва: «Я никогда ничего не делаю ради награды...»

6 февраля 2020 , 10:44

С морозной улицы захожу в гости к учителю высшей категории Нине Васильевне Паркачёвой, преподающей немецкий язык в школе №36. Она переживает, не замёрзну ли я без тапок, но у неё кругом узорчатые ковры. Даже дома чувство зимней заснеженности не покидает меня: кружевные занавески, белые салфетки, покрывала и цветы, между комнатами тоненькими сосульками висит стеклярус...

 

Она вся в лёгком кружеве, и белый жемчуг скромно переливается над воротничком. «Стать учителем немецкого меня вдохновил один человек, — начинает свой рассказ Нина Васильевна. — Когда я жила в городе Белёве под Тулой и училась в старших классах школы, я познакомилась с учительницей немецкого языка Ниной Владимировной Комаровой. Это была потрясающе ухоженная женщина, со вкусом одевавшаяся, обладавшая изысканными манерами. Мне хотелось подражать ей во всём: начиная с внешности, заканчивая тем, как она себя держала. Так я увлеклась и немецким языком. Нина Владимировна заметила мой интерес и стала помогать: восполняла пробелы в знаниях, давала индивидуальные задания, чаще остальных спрашивала на уроках, отслеживала результаты».

 

Начиная со старших классов и по сей день Нина Васильевна увлекается философией. В студенчестве особенно восхищалась трудами Ленина. Ездила в Москву посетить Мавзолей: очень долго стояла в очереди, но ни капли не пожалела. Нина Васильевна любит философию за её логичность. «Мне интересно вникать в то, как философы выстраивают цепочки взаимосвязей между вещами, как проводят наблюдения и какие делают выводы, — пояснят она. — А в преподавании языка, особенно, в части построения урока, очень нужно логическое мышление, и никакая методика без этого не поможет».

 

Изучение языка невозможно без погружения в культуру народа, говорящем на нём. В Германии Нина Васильевна была трижды: объездила почти всю страну. «Больше всего меня впечатлили старые города, их необыкновенный уют и уникальность построек. Но, несмотря на потрясающие пейзажи, через две недели мне всегда начинало хотеться домой».

 

Нина Васильевна отмечает: ученики имеют разные способности. Особого успеха добиваются те, кто обладает природным чувством языка. Впрочем, развить это чувство тоже можно, если есть мотивация. Например, если язык нужен для профессии или человеку интересно слушать иностранную музыку, смотреть фильмы и читать книги на языке оригинала.

 

«Интересный материал способствует мотивации моих подопечных», — уверена она. Нина Васильевна создала собственное методическое пособие для 10-11 классов. Чтобы занятия были увлекательнее, она дополняет учебные материалы настоящими статьями на немецком языке, включает ученикам оригинальные подкасты, видео. Затем группа обсуждает их, записывает свои мысли. Кроме этого, ребята занимаются просмотром оригинальных новостей на немецком языке. Например, это может быть репортаж о визите Ангелы Меркель в Россию. Политическая лексика обязательно идёт на таких занятиях отдельным блоком.

 

Нина Васильевна подстраивается под интересы учеников. Например, многим нравится искусство. Эту тему она преподносит через призму страноведения: ученики знакомятся с художниками, поэтами и писателями разных стран, изучают архитектурные направления и стили в одежде по эпохам. «Однажды я встретила свою бывшую ученицу, которая поступила в строительный колледж, — вспоминает она. — Так вот там, в профильном учебном заведении, её спросили, откуда она так хорошо знает архитектурные стили. Она ответила: благодаря урокам немецкого языка».

 

В работе Нине Васильевне больше всего нравится собственное творчество и возможность вовлекать в творческую деятельность детей. Семь лет назад она организовала в школе поэтический клуб, где старшеклассники исполняют стихи на языке оригинала, читают книги, пишут сценарии. «Мы встречаемся каждый месяц, — поясняет педагог. — А каждые полгода организуем концерт с национальными песнями, танцами и конкурсом на лучший перевод поэтического текста. И никто ещё не сказал, что не хочет в этом участвовать!»

 

Нина Васильевна регулярно проводит открытые встречи по методикам преподавания на базе Пермской краевой библиотеки им. М. Горького. Там она делится своим опытом с представителями школ региона. За сорок с лишним лет работы педагог заслужила много наград. «Но я никогда ничего не делаю ради награды, — отмечает она. — Меня вдохновляет лишь потребность так организовать учебный процесс, чтобы дети сами начинали мыслить и творить. Не случайно мои ученики занимают призовые места на школьных и краевых научно-практических конференциях.

 

Первую четверть этого учебного года я не работала — повредила руку. Сначала потребовалась операция, а затем реабилитация. И мои ученики приходили ко мне в гости, приносили цветы. Это было очень приятно. Но видели бы вы их глаза, когда я вышла на работу! Как же они горели желанием учиться, и как неподдельно это было! Вот ради этого и стоит работать».

 

Дарья Давыдова


Читайте также
Двойное внимание каждому – обеспечено!
Вчера, 14:16
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
Подробнее
Школьники удивили своими проектами экспертов конкурса «Гении Прикамья»
7 ноября, 13:23
В Перми 7 ноября открылась профориентационная выставка «Образование и карьера». Она продлится 4 дня на выставочной площадке «Пермь Экспо». В мероприятии принимают участие более 100 школ, вузов, техникумов, ведущие промышленные предприятия Пермского края, организации, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Подробнее
12
1 ноября, 10:36
Подробнее