Наталья Перусова: «Работа в школе как образ жизни»

16 января 2020 , 10:32

На пороге просторного детского класса, украшенного дождиком и снежинками, со стенами, на которых вручную создан силуэт города, меня встречает Наталья Валерьевна Перусова: очень тоненькая, изящная и поразительно светлая. Светлая не светлостью волос и кожи, а каким-то внутренним светом, исходящим от неё. Она мягко улыбается. И мне всё кажется, что только-только она получила неведомую мне, обрадовавшую её новость. Но улыбка не сходит с её лица на протяжении всей беседы. Она никогда не сходит с её лица: уголки рта уже живут в вечно-приподнятом положении. И вот это — загадка.

 

Когда я узнаю, что Наталья Валерьевна работает в «Мультипарке» (ныне «Мастерград») уже 20 лет, сильно удивляюсь: с ней, хрупкой и трогательной, почти девочкой, совсем не вяжется эта цифра. «За это время многое изменилось, жизнь не стоит на месте. - Говорит Наталья Валерьевна. - Каждый мой класс отличается от предыдущего. Дети приходят в школу более подготовленными и мотивированными. Всё чаще слышу осмысленные вопросы, на которые порой не знаю ответа. Да и сама замечаю, что ни один из моих уроков не повторяется».

 

Наталья Валерьевна уверена, что каждый класс похож по менталитету на своего учителя. «Говорят, что «учитель начальных классов — это судьба ребёнка». Раньше, когда мы звались «Школой №40», учеников, приходящих в 5 класс, расформировывали, и я не могла наблюдать их дальнейшее развитие. А сейчас такая возможность есть, и я вижу, как в целом классе сохраняются мои черты. А особенно приятно получать положительные отзывы о выпущенных детях от старших коллег.

 

Конечно, не всем детям везёт с первыми учителями. Но тем, кому не повезло, тем, кто в детстве не научился добру и любви, жизнь обязательно преподаст урок».

 

Количество учеников в начальных классах «Мастерграда» превышает 30 человек. Как же удержать внимание и интерес детей? «С первого дня школьной жизни мы постепенно вводим её правила. - Делится Наталья Валерьевна. - И, день за днём, все вливаются в этот процесс. А желания нарушать его я пока не наблюдала: ведь большинство детей — положительные, а остальные, стараясь заработать похвалу, стремятся за ними. А я всегда отмечаю добрые поступки.

 

Моя основная мысль: капля камень точит. Если у моих учеников происходят неприятности, мы их сразу же разбираем, обсуждаем, как следовало бы поступить. Я им всегда говорю: думайте на шаг вперёд, думайте о своих близких. У нас есть такой прекрасный предмет как литература: так вот она помогает учиться жизни на опыте своих героев».

 

Последние 10 лет Наталье Валерьевне приходится работать в две смены: вести сразу два класса. Несмотря на свой опыт работы, она каждый раз переживает: будет ли взаимопонимание, сложится ли коллектив, проявятся ли результаты работы? «Я до того проникнута ею, что даже в каникулы занимаюсь самообразованием: повышаю квалификацию в направлении «методика начального образования». - Улыбается женщина. - Это моя собственная инициатива. Мне действительно хочется узнавать что-то новое в вопросах, которые меня интересуют и пробовать это новое на практике. Всё, что я узнаю, я обязательно приношу в класс: пробую вместе с детьми, а затем делюсь результатами с коллегами.

 

У своих малышей я учусь быть настоящим человеком: учусь видеть и слышать других, понимать их, учусь такому важному качеству как терпение. - Я смотрю на Наталью Валерьевну, и мне кажется, что сложно встретить человека более выдержанного и спокойного. - Сейчас всё очень быстро развивается, и люди привыкли торопиться, а в этой спешке многое теряется. А я всегда говорю детям, что один человек на свете не проживёт! Поэтому, своих близких, особенно, семью, нужно любить и уважать. У старших всегда нужно спрашивать помощи и совета: мама с папой — они умные, а бабушка с дедушкой — мудрые!»

 

Часто, за помощью к Наталье Валерьевне обращаются сами родители. Как-то, одна её ученица пропустила занятия по гимнастике, сказав дома, что преподаватель заболела. «Я начала издалека: заговорила с детьми, можно ли обманывать родителей? Затем, оставила эту девочку после уроков, попросила помочь мне прибрать в классе. И, в процессе совместной работы, спросила, была ли она на гимнастике? Она ответила правду. Я не ругала её, а просто рассказала ей, что она расстроила педагога по гимнастике, маму с папой и меня, ведь все от неё чего-то ждали, и это затронуло её.

 

Честно признаюсь, на работе я просто забываю о себе. У меня нет ни минутки, чтобы задуматься: как я выгляжу, как себя чувствую, о чём думаю и мечтаю? В то же время, я счастлива тому, что меня увлекает процесс обучения. Дети заражают своей энергией и, верно говорят, при общении с ними, сам молодеешь». Недавно с классом Натальи Валерьевны работала студентка-практикантка, и на её занятиях был «лес рук»: тогда Наталья Валерьевна с гордостью поняла, как же много знают её ученики.

 

«Моя неустанная школьная работа — это не вдохновение и силы, это просто образ жизни. У меня есть двое своих сыновей. Старший учится в педагогическом университете и даже любит педагогику, правда, ссылается на то, что преподаватель хороший. А младший сын, детсадовец, уже имеет понятие о школе. Вот откуда это в них?»

 

Что подвигало её на увлечённую работув 1999 году, во времена «Перестройки», когда женщина только пришла работать в школу? «Это пример старших коллег, за которыми я, двадцатилетняя девочка, стремилась и слово «надо», которое воспитала во мне советская действительность». - Рассказывает Наталья Валерьевна.

 

«Я каждый день говорю своим ученикам, что жизнь — это самое ценное, что у нас есть. Мы должны беречь себя для тех, кто нас любит. Я вижу, как некоторые коллеги с лёгкостью распускают свои классы после уроков. А я всегда говорю: сначала придите домой, оставьте дома ваши школьные принадлежности, пообедайте, поговорите с родителями и тогда уже идите на прогулку».

 

После школы Наталья Валерьевна поступала на экономический, но прошла только в педагогический на учителя начальных классов. «Учиться не хотела, была уверена, что после первого года учёбы буду поступать заново. Однако, меня затянул учебный процесс, я полюбила детей, с которыми постоянно работала на практиках. Признаюсь, единожды у меня был момент, когда я уходила в торговлю, но совсем не прижилась там.

 

Вся моя семья поддерживает меня. Я постоянно рассказываю дома о школе, делюсь и плохим, и хорошим. Моя мама, приведи её в наш класс, назовёт всех по именам. - Смеётся женщина, и её улыбка становится более заразительной. - Но все близкие понимают серьёзность моей работы. В понимании, они освобождают меня от домашних дел и лишний раз не тревожат звонками. И даже часто делают подарки, которые могут пригодиться именно в работе.

 

Мне кажется, что любовь в детях можно и воспитать. Очень важно говорить ребёнку о своей любви, напоминать ему о том, как он важен и ценен. Вот мы едем с младшим сыном в грузовом лифте, переполненном народом, а он говорит мне: «Мама, я тебя люблю!», и все оборачиваются на меня. А я знаю, что это потому, что я ему тоже об этом говорю. Я постоянно рассказываю ему о том, что мы с папой его очень ждали, о том, как выбирали ему имя. Говорят, кстати, что детей лучше называть на одну букву, тогда у них будет что-то общее. А у меня изначально всё удивительно складывалось: папа — Валерий, муж — Владимир, а сыновей назвали Вадим и Виктор.

 

С детьми очень важен физический контакт: их необходимо обнимать и гладить. С моими учениками у меня есть обнимательные традиции, которым удивляются даже родители. Если я вижу, что моему подопечному плохо, я всегда его обниму, неважно, по чьей вине он страдает: ведь он нуждается в поддержке».

 

«Если я вижу непорядок на улице, во мне всегда включается учитель, и я иногда вмешиваюсь в ситуацию. Я знаю, что если это, например, подростки, то я могу получить много негатива в ответ, но каждый решает сам за себя. А бывает, что после подростки из таких компаний открывают мне двери. Значит, есть положительный результат.

 

В чём секрет моего жизнелюбия? Я уверена, что все проблемы решаемы, и из любой ситуации можно найти выход. Я всегда напоминаю детям о том, что они — счастливые, ведь у них уже есть семья, есть дом.

 

Иногда, когда я смотрю на поколение в возрасте 20-25 лет, я с тоской думаю: а где же мои 20, и в чём же прошло это время? Но я не знаю, чем бы другим я могла бы заниматься, потому как я даже и не собираюсь задумываться об этом. Ведь прошлое не изменить, можно лишь строить будущее».

 

Дарья Давыдова


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее