Людмила Владимирская: «Каждый второй здоровается со мной»
Обращаясь к себе, начинающей путь в сфере образования, учитель химии МАОУ «Лицея №5», Людмила Васильевна Владимирская пожелала бы всегда идти в ногу со временем и стремиться узнавать как можно больше, не бояться перемен, находиться на одной волне с учениками и быть для них примером, оставаясь при этом самой собой, и всегда поддерживать слова делами.
«Я выбрала своё направление не случайно. - Делится Людмила Васильевна. - С одной стороны, в моей семье есть медики, химия и медицина перекликаются, но, всё же, это разные направления. Я была вдохновлена примером наших школьных учителей по химии — Людмилы Вениаминовны Ждановой и Людмилы Степановны Колыбиной. Мне всегда нравились точные науки и я очень любила решать задачи: ведь в итоге ты приходил к результату, и если задача была решена, это было настоящее удовольствие!»
Бывшей абитуриентке не очень нравилась биология в школе, однако, она поступила на химико-биологический факультет педагогического университета и по окончанию устроилась на работу в Школу №39, а в 2003 году пришла в Лицей №5, где и работает до сих пор. «Конечно, когда-то были мысли уйти из сферы образования, но они ни к чему не привели, и в итоге я работаю в этой среде всю жизнь и совсем не жалею. Хотя бы потому, что работать учителем другого предмета гораздо сложнее, особенно русского языка и математики». - Смеётся педагог.
Химия — комплексная наука, сочетающая в себе и техническое и естественно-научное направления. «Для лучшего понимания материала на уроках используются игровые моменты. - Рассказывает Людмила Васильевна. - Например, это игра «Крестики-нолики», где складывающаяся линия — химические элементы или формулы с общим признаком, игра «Химическое домино», в которой из ионов получаются формулы, или, игра «Третий лишний. Почему?», где из трёх веществ нужно выбрать одно отличающееся, объяснив при этом, свой выбор.
Конечно, дети очень любят опыты. А сейчас есть безопасный вариант их демонстрации — видеоуроки. Наука идёт вперёд, идут вперёд и методы её преподавания, и сейчас моим ученикам нравятся, например, электронные задания. Поэтому, я стараюсь не отставать и подбираю для них что-нибудь интересное. В учёбе я всегда помогаю им и разграничиваю, что необходимо выучить, а что — понять. Если поймёшь, то и учить не придётся. Ведь знание приходит через понимание».
На своих уроках Людмила Васильевна использует разные формы и методы обучения. Например, частично-поисковый. Это подталкивает детей к тому, что они начинают анализировать, сравнивать и получают результат. «Разумеется, это происходит не со всеми учениками, - улыбается женщина, - поэтому, приходится использовать индивидуальный подход: подбирать разноуровневые задания. Детям, например, с гуманитарным складом ума можно поручить написать реферат или сделать презентацию.
А с теми, кто вдохновлён химией, мы участвуем в различных конкурсах и проектах, пишем исследовательские работы, выступаем на научно-практических конференциях. Например, мои ученицы 9 класса Анжела Канаева, Полина Сторожева и Мария Шиманова выступали на Всероссийской научно-практической конференции «Химия. Экология. Урбанистика», где представляли работу по теме «Исследование химических превращений в каменноугольной смоле» и получили диплом 3 степени. А ещё на базе нашего Лицея мы проводим краевую научно-практическую конференцию «Поиск и творчество» и тоже занимаем в ней призовые места. Всякий раз на подобных мероприятиях представляется исследование, эта работа самая эффективная в познании предмета, ведь без практики никуда».
В Лицее есть отдельный предмет «Проектно-исследовательская деятельность», на котором каждый учащийся должен выбрать предмет, направление, предложить тему и написать работу. Людмила Васильевна всегда загружена по максимуму и рада, что многие выбирают химию.
«Если бы я не любила детей, я бы не работала в образовательной среде. Мне нравится находить с ними общий язык и взаимопонимание, нравится результативная командная работа. Впрочем, тем, кто говорит, что химия никогда не пригодится в жизни, я привожу примеры: вы купили шерстяной свитер, и вам нужно его постирать. Знаете ли вы, как грамотно подобрать средство? То есть, для увлечения ребят, занятия должны иметь практическое применение.
Работать в школьной среде — это постоянно учиться самой. - Разводит руками Людмила Васильевна. - Мои ученики знакомят меня с электронными технологиями, в первую очередь. Мне нравится их ответственность, и я стараюсь соответствовать. Дети очень тонко чувствуют фальшь, и с ними нужно быть настоящим.
Мне кажется, они любят меня за строгость, но справедливость. Я вспыльчива, но быстро отхожу, и происходит это само собой. Я всегда очень переживаю за детей и воспринимаю ситуации, происходящие с ними, близко к сердцу, радуюсь и огорчаюсь вместе с ними.
В прошлом году среди выпускников 9 класса 17% детей выбрали для сдачи именно химию, и трое из них сдали экзамен на 100 баллов. А в этом году — 15%, и практически все поступают на профиль в 10 класс. «Но даже после выпуска, мы с ребятами никогда не теряем связь: они приходят в Лицей, и нам всегда есть, о чём поговорить. - С теплотой рассказывает Людмила Васильевна. - Я живу в микрорайоне Чапаевский, где каждый второй прохожий здоровается со мной, потому как когда-то я была его учителем. И я всегда радуюсь их успехам».
Летом Людмила Васильевна очень любит ходить за грибами, а как-то раз, 8 марта была с мужем на рыбалке. «А ещё я люблю посещать Театр: и с учениками, и с родными. Весь мой январь предстоящего года обещает быть театральным! После спектакля всегда есть, о чём задуматься, поэтому я люблю это искусство. А уж если спектакль понравится моим ученикам, это просто бальзам на душу.
Пройдя такой длинный школьный путь, начинаешь быть гибким и менее прямолинейным. Сейчас ещё и такое время, что нельзя стоять на месте. А я, к счастью, с самого детства была очень деятельной. Развиваться мне помогает постоянное пополнение багажа знаний. Если я чего-то не знаю, я не стесняюсь об этом говорить и никогда не останавливаюсь, пока не найду ответ».
Дарья Давыдова