«Всё в нас – любовь или её отсутствие»
Год назад преподаватель физики МАОУ «Гимназии №7» Александр Владимирович Гаряев вернулся в родные стены и уже не покидает гимназистов. До его возвращения Гимназия занимала 71 строчку в рейтинге пермских школ, а теперь переместилась на 15. А по физике – вошла в 10 лучших школ города.
Александр Владимирович – обладатель звания «Учитель года – 2002», а также, «Лучший учитель России – 2006» и «Лучший учитель России – 2011». В 2010 году он стал одним из 10 лучших учителей города Перми. А в текущем, 2019 году - одним из 34 лучших «Учителей года» разных направлений за последние 30 лет. В его коллекции более 150 различных дипломов и благодарностей и 20 наград за победы во Всероссийских и Международных конкурсах педагогического мастерства.
«Первой жалобой, возникающей у детей, обучаемых непрофессионалами обычно является непонимание предмета. Но ведь понимание приходит только в процессе, когда человек с уверенностью может сказать, что знает, чем занимается. Понимание – это результат работы. – Улыбается Александр Владимирович. - Для достижения понимания науки, я делю свой образовательный процесс на три этапа. На первом этапе учитель должен вооружить ученика знанием, после – понять, что же он выявил для себя.
Я разбиваю учеников на группы, в которых они сами рассказывают друг другу, как усвоили материал. Получается, что каждый рассказал по одной проблеме, а при этом выслушал ещё несколько взглядов на эту тему. Я оцениваю эту работу именно как командную, соответственно, незнание одного ученика вызывает протест, и к урокам готовятся все. Так вот первый этап могут освоить 100% учеников.
Второй этап подразумевает применение полученного знания, развитие умений решать поставленные задачи. Тут важно даже не то, дойдут ли они до цели, а то, что они предпримут для её достижения. Второй этап обычно осваивают до 50% учеников.
Наконец, третий уровень – это уровень контроля. Когда, имея перед собой схожие задачи, ты понимаешь, какие модели решений в каком случае нужно применять. Вот это уже – олимпиадный уровень, этот уровень осваивают будущие профессора. В школах его постигают только 10-20% учеников».
По словам Александра Владимировича, стремление к освоению науки - это личная мотивация учеников. «Своим ученикам я предоставляю возможность выбора. Я рад, что у меня есть ученики, которых я вдохновляю. У каждого учителя должны быть свои фанаты, ведь это – взаимный обмен вдохновением».
Говорят, что ребёнка воспитывают три среды: семья, школа и улица. Но так ли это на самом деле? «Я вам скажу, что наблюдаю за ростом учеников, поступающих к нам в первый класс: до выпуска никто из них существенно не меняется.
Мы можем социализировать личность, помочь ребёнку с тем, чтобы его принимали в обществе. Но вырастить в ученике любовь к ближнему – это за рамками нашего учительского влияния.
А человек – это совокупность любви и нелюбви. Сколько в нём того или другого, настолько он прекрасен или мерзок. Мы, как педагоги, не можем любить детей – мы должны их учить, достойно и достаточно. Но в нас ценится справедливость. Учитель создаёт правила ведения занятия. Если же их нет, или учитель сам не следует им, его действия будут восприниматься ребёнком как несправедливость, и он будет действовать по своим правилам».
Александр Владимирович считает, что интерес к предмету основывается на вдохновении, которое дарят ближние. «Почему я стал физиком? Ведь изначально я хотел быть литератором, за школьный период прочёл половину материалов, которые изучают студенты филологических факультетов. Моим учителем стал Овсянников Владимир Григорьевич из Еловской средней школы, единственный воспитавший двух Учителей года у нас в России. Вдохновившись его примером, с десятого класса я занимаюсь только физикой, и для меня нет ничего прекраснее.
Конечно, литература никуда не ушла из моей жизни, но пишу я преимущественно о физике: составляю пособия, сочиняю задачи. Например, среди плодов моего творчества – сборник «Этот прекрасный, удивительный и загадочный мир». Каждый год, уже десять лет подряд я провожу одноимённый авторский конкурс, задания к которому придумываю сам, а ещё моему авторству принадлежит ежегодная научно-практическая конференция, которую я провожу уже шесть лет. Также, мною выпущены сборники для детей «Физика вокруг нас», «Мультзадачи по физике», «Наука побеждать, «Развитие критического мышления и развитие теоретического мышления». Мои уроки должны быть занимательными, обратное означает, что урок подготовлен без любви.
У меня так совпало, что я завёл семью и определился с профессиональным направлением примерно в одно время, и в этом году исполнилось уже тридцать пять лет как я счастлив в семье и в работе.
Посмотрев подростком фильм «Влюблён по собственному желанию», я понял, что нужно учиться любить. Тогда я осознал, что это не даётся просто так, что любовь – это великое умение и что единственный действенный способ сделать жизнь прекрасной – это работа над собой». И между строк в его словах сквозит заразительная энергия по-настоящему счастливого человека.
Он родился в селе Кыласово Кунгурского района в многодетной семье, жившей очень бедно. Но именно эта обстановка и воспитала его: он не просто носил воду, топил печь, пеленал и кормил, а ещё и примирял, утешал, выслушивал. Жил не для себя! «Те, кто думают только о себе, привыкают к лёгкому исполнению своих желаний. А если желаемое не исполняется, такой человек может пойти на многое ради достижения цели, даже на преступление. Поэтому, мне кажется, что главное в семье – научить детей жить ради других.
В жизни каждому человеку обязательно должен встретиться тот, кто научит его любить. – Говорит Александр Владимирович. - Тогда человек сможет изменить в себе и своей жизни всё, что захочет, в лучшую сторону. А учителя-профессионалы должны работать на принципе эмпатии, а не симпатии или антипатии дабы не разуверить детей в том, что ты видишь в них в первую очередь людей».
Дарья Давыдова