Вдохновение наукой
«Кто дал вам это имя?» - Спрашивала Музу Викторовну Самосушеву, сейчас – преподавателя химии в МАОУ «Лицее №3», её первая учительница. Она не любила девочку, а та, будучи ребёнком, понимала, что дело, конечно, не в имени, через вопрос чувствуя отношение. Зато следующей её наставницей стала Надежда Геннадьевна Чеснокова. «Это было совершенно иное отношение, и сейчас, на своих уроках я стараюсь быть как она».
А назвала Музу Викторовну бабушка, Елена Спиридоновна. Хотя девочка родилась в селе Комарово Осинского района, там новорожденным малышкам давали необычные имена: Доминика, Фёкла, Юрия… В силу занятости родителей, бабушка и воспитывала девочку. Именно она заложила в неё желание стать учительницей: «Говорила: учись хорошо! Посмотри в окошко: вот учительница идёт, чистая», - улыбается Муза Викторовна. С тех пор залегла ассоциация учителя – и чистоты.
«Если бы во мне не было любви к детям, я не смогла бы вести занятия. – Рассказывает женщина. - Мне кажется, не любящему детей нечего делать в школе, ведь это, получается, не учёба, а просто формальность. Детей нужно понимать и прощать. Подростки – они ведь всегда колючие, поэтому, на них не нужно обижаться. Напротив, стоит доносить до них, что ты понимаешь их сегодняшнее состояние.
Сейчас под моим руководством находится одиннадцатый класс. В прошлый Новый Год я сделала для них маленькие подарочки. Они очень этому удивились, ведь в школах устоялись традиции, согласно которым подарки всегда делаются учителям. Но и на этот Новый Год я тоже готовлю для них сюрприз. Мне думается, что если любовь есть, её нужно выражать, несмотря на традиции.
Душевные силы я черпаю в семье при поддержке мужа, детей и своих четырёх братьев. Когда были живы мои родители, они тоже окружали меня пониманием и заботой и заложили то, что вся семья должна быть построена на любви».
На уроках Музы Викторовны никогда не случается конфликтов, ведь она старается сделать акцент на том, что у учеников получается хорошо и для каждого находит свою заслуженную похвалу. Она даже ввела традицию, когда дети, справившись с какой-либо задачей, сами гладят себя по голове.
Почему же они начинают любить химию, ещё не начав изучать этот предмет? «Для шестиклассников у нас есть курс под названием «Химия в быту», в котором они узнают про практичное и экологичное применение химических веществ, например, уксусной кислоты и пищевой соды. – Рассказывает Муза Викторовна. - Курс для семиклассников «Химия 7 класс» уже предполагает проведение различных опытов, похожих на волшебство, посмотреть которые приходит начальная школа: вдохновение идёт уже оттуда. Обычно эти встречи проходят в летнем лагере. Мы всё время переводим химию из теории в практику: мои ученики очень любят варить карамельки из сахара, подкрашивая их пищевыми красителями, а в дополнение к такому уроку идёт презентация про сахарозу. А в каком восторге все от «Тайнописи» - возможности написать письмо другу невидимыми чернилами, которые имеют способность проявляться!
Для того, чтобы дети лучше понимали суть такой науки, как химия, я часто придумываю необычные способы объяснения. Например, нужно помнить про то, что вещества всегда имеют один и тот же состав, независимо от их способа получения (состояния) . И формула их всегда имеет один и тот же состав (вид), который не следует изменять. У нас в классе есть волшебные ножницы, и если ученик путается в ответе, я всегда вспоминаю про них, спрашивая: а понравилось бы тебе, если бы я сейчас изменила твой вид? Этот вопрос вызывает у детей удивление, затем – улыбку, а после, они навсегда запоминают закон постоянства вещества.
Такую сложную тему как «Окислительно-восстановительные реакции» мы изучаем при помощи подсчёта клеточек на полу – на них можно продемонстрировать, сколько электронов присоединяется или отдаётся».
Многие люди склонны считать, что химия – это зло. «Это просто наука, - улыбается Муза Викторовна, - а причинить окружающему миру зло посредством химии может только человек. Ведь за ним выбор, как поступать, и любая экологическая катастрофа – его вина».
В целях «экологичного» воспитания в лицее проводился «Суд над химией», половина участников которого выступала за вредоносность этой науки, а вторая, напротив, за полезность. «Так или иначе, мы приучаем детей к разумному применению в нашей жизни химических веществ. Например, использование капельного метода позволяет снизить их расход и уменьшить массу отходов в разы. Тогда они легко утилизируются, не нанося вред окружающей среде.
К сожалению, у сегодняшних детей слишком плотный учебный график, в котором, помимо школы, стоит множество секций и кружков. А ведь такая разбросанность никогда не даст прицельного результата. – Разводит руками педагог. - Ведь для развития придётся выбрать что-то одно. Впрочем, возможно, я ошибаюсь. Мне хочется сузить им рамки уже в школьном возрасте, а ведь они могут не успеть найти себя к этому моменту. До каких пор нужно оставлять выбор – это вопрос, на который я сейчас ищу ответ». – Задумчиво произносит она.
Муза Викторовна рада постоянному личному диалогу со своими воспитанниками. «Они приходят ко мне в лаборантскую и делятся переживаниями, зачастую я знаю больше родителей. Я чувствую, что ни у кого из учеников нет ко мне враждебности, и это потому, что я сама открыта им навстречу. Сейчас приближается важная дата – 75-летие Великой Победы. Я показываю им письма моего папы с фронта, показываю похоронку дяди, подталкиваю к тому, чтобы они интересовались историей своей семьи и искали корни, ведь это очень важно!
Я не жалею о выбранном пути, я однозначно на своём месте. На работе я получаю несказанное удовольствие, когда мои ученики, например, заводят споры, и я вижу их горящие глаза. Вы представляете, как это здорово – оказывать положительное влияние на чужие жизни?..»
Дарья Давыдова