Николай Васильевич Александров: «Каждый ребёнок рождён для счастья»

20 сентября 2019 , 05:31

«Могу сказать, что вся моя жизнь неразрывно связана с Мотовилихинским районом города Перми, – говорит директор бывшего Детского дома культуры, поэт Николай Васильевич Александров, которому 18 сентября этого года исполняется 70 лет. – Здесь я жил и работал, здесь жила и живёт вся моя семья». А разговариваем мы с ним тоже в Мотовилихе – во Дворце Культуры имени Ленина. «С этим местом у меня многое связано, – улыбается Николай Васильевич. – Первые рабочие ёлки, наша с женой Людмилой брачная регистрация». Но об этом всём – немного позже…

 

В 1966 году Николай Васильевич окончил МАОУ «СОШ №47» и устроился работать в кинотеатр «Горн», ранее располагавшийся рядом с Садом им. Свердлова (сейчас – Райский сад). Это были первые шаги в будущую профессию: юный Николай Васильевич работал с детской аудиторией перед киносеансами. Залы всегда были переполнены: купить билеты было сложно, их заказывали заранее. Николай Васильевич проводил конкурсы и викторины с кинематографическим уклоном, рассказывал о фильмах, актёрах и режиссёрах, устраивал массовые игры.

 

Подобное творчество давалось ему довольно легко, ведь в детстве, опробовав себя в музыкальных, танцевальных и спортивных кружках, Николай выбрал драматическую студию и углубился в театральную жизнь. После окончания школы Николай Васильевич пробовал поступить в столичные театральные вузы, но ему удалось дойти только до второго тура в ГИТИСе. Об этом Николай Васильевич вспоминает так: «Я впервые видел, как просматривают, не глядя. Где-то я не успевал зайти в кабинет приёмной комиссии, где-то не успевал закончить фразы, а уже слышал: следующий, следующий…А как же – четыреста человек на место! Может быть, педагоги успевали что-то выявить для себя и при беглом просмотре, но всё же, я считаю, актёру нужно смотреть в глаза. Они ведь – зеркало души».

 

Однако удача улыбнулась Николаю Васильевичу после возвращения в Пермь, когда он устроился на работу в кинотеатр. Дмитрий Георгиевич Оборкин, режиссёр драматической студии, которую Николай Васильевич посещал в школьные годы, пригласил его на работу в Пермский драматический театр актёром второго состава. «Я ушёл, не задумываясь, – кивает Николай Васильевич. – Несмотря на то, что проработал в кинотеатре всего два месяца и на то, что директор кинотеатра Ольга Григорьевна Юрканцева не хотела меня отпускать. Но ведь это был настоящий городской драматический театр! А я ещё в детстве для себя решил: буду либо актёром, либо учителем. И сейчас был шанс попробовать себя в качестве актёра.

 

Так начался один из прекраснейших периодов в моей жизни! Несмотря на то, что я был актёром второго состава, я отыгрывал по тридцать спектаклей в месяц! Просыпался и ехал в театр к девяти часам утра: сначала у нас был экзерсис, затем сценическое движение и сценическая речь. Часов в десять-одиннадцать начинались репетиции. Где-то с двух до пяти –перерыв, а в пять начинались вечерние спектакли, которые длились до десяти вечера. Возвращался домой я ближе к одиннадцати. Зато в театре моя зарплата стала шестьдесят рублей вместо сорока, и я мог позволить себе ужинать чаем с булочкой за пятнадцать копеек.

 

Иногда я ночевал в театре, и это было чудесно: просыпался утром, делал зарядку, принимал бодрящий душ и шёл на занятия. Мне всё очень нравилось, я был готов исполнять все пожелания режиссёров и коллег!»

 

Первым спектаклем Николая Васильевича стал «Щит и меч» (в постановке В. Чарковского), где он сыграл немецкого офицера. Перед спектаклем Николай Васильевич обнаружил на своём столике в гримёрной программку спектакля с пожеланиями удачи от режиссёра и шоколадку. Это вдохновляло.

 

Посчастливилось Николаю Васильевичу поработать в дуэте с Народной артисткой СССР Лидией Владимировной Мосоловой в спектакле «Женатый жених». «Я не помнил, как прошёл спектакль, – делится Николай Васильевич. – Собрался с духом и спросил у Лидии Владимировны: ну как? А она удивилась моему вопросу. Говорю: да первый раз на сцену вышел, ничего не помню! А она удивилась ещё больше».

 

Игравший на тот момент в театре Народный артист РСФСР Вячеслав Николаевич Расцветаев сказал, что любой артист должен быть образованным. Направление образования – второй вопрос. Сам Вячеслав Николаевич был химиком и настойчиво советовал Николаю Васильевичу получить профессию. И в 1967 году, отыграв сезон в театре, он стал студентом вечернего отделения историко-политологического факультета ПГНИУ. Он блестяще защитил диплом и получил предложение остаться работать на кафедре. Однако Николай Васильевич был предан творчеству. «Театр казался мне узкоспециальным заведением. Зато в Доме культуры ты мог быть и актёром, и режиссёром, и художником, и сценаристом, и ведущим…Поэтому, я ушёл из театра и, думаю, остался в выигрыше», – рассказывает он.

 

Путь, связанный с Детским домом культуры в Мотовилихе, начался в 1967 году: Николай Васильевич занял должность методиста. Работа была творческая и активная: мероприятия, организованные ДДК, проходили не только в Перми и Пермском крае, но и по всей России. Николай Васильевич действительно стал актёром, режиссёром, сценаристом, художником и ведущим в одном лице. «Ни один городской или краевой праздник не обходился без моего участия! – вспоминает мой собеседник. – Я проводил все значимые городские мероприятия. Меня хорошо знала пермская публика, и мне даже не требовалось устанавливать с ней контакт! Я выходил на сцену и видел улыбки, появляющиеся на лицах зрителей. Я чувствовал тёплую энергию, идущую из зала. После этого хотелось работать ещё больше».

 

В течение шести лет методической деятельности Николай Васильевич работал на теплоходе «Вильгельм Пик» (сейчас – «Павел Бажов»). Благодаря этой организационной, просветительской и культурно-художественной работе он получил большой опыт, существенно помогший ему в дальнейшей жизни. На теплоходе же он познакомился со своей будущей женой – Людмилой, которая работала в танцевальном коллективе клуба имени Маяковского. «Сначала, она показалась мне обычной воображулей, – улыбается Николай Васильевич. – Впрочем, как я узнал позже, у неё обо мне сложилось такое же мнение. Мы не виделись после первой встречи целый год, а после, когда встретились, посмотрели друг на друга совершенно иными глазами. Мы поженились 13 марта, и с тех пор, 13 – наше счастливое семейное число».

 

Николай Васильевич проводил профсоюзные курсы для культорганизаторов цехов, завучей по воспитательной работе, заведующих массовыми отделами клубов дворцов культуры, занимался организацией городских и краевых фестивалей. К слову, на фестиваль искусств имени Д. Кабалевского в г. Чайковский как-то приезжал сам Дмитрий Борисович. Воспитанники ДДК каждое лето ездили в лагеря Абхазии и Крыма с концертными номерами. «Конечно, дети выступали в обязательном порядке. Но мы всегда планировали их графики, чтобы оставалось время на отдых. Но это не главное: они стремились выступать! Например, чтобы утвердить главных героев новогодних ёлок, нам приходилось проводить конкурс», – рассказвыает Николай Васильевич.

 

А «ёлочный» период – это особая страница в жизни каждого артиста. Это максимально уплотнённый график, когда нужно не только довести до ума все рабочие дела к концу года, но и выложиться для тех, кто приходит на твоё представление в предвкушении сказки. Период с 20 декабря и по 10 января был расписан у Николая Васильевича полностью. 31 декабря выдавалось самым насыщенным. «Утром я проводил ёлки во Дворце культуры им. Ленина. После, ехал в Сад им. Свердлова проводить открытую уличную ёлку, которую мы организовывали для жителей района. Людям был нужен Новый год, и мы старались для них. А после (весь вечер и до четырёх утра) продолжались праздничные мероприятия! До личного Нового года ли мне было? Нет. Но я никогда не жалел об этом! Это было потрясающее время – за сезон мы проводили до ста пятидесяти ёлок!» – делится Николай Васильевич.

 

На многих ёлках Николай Васильевич был главным действующим лицом – Дедом Морозом. «У меня были роскошные костюмы: золотой, костюм с бубенцами и синий – точнее небесный! – вспоминает артист. – В нём я как-то поздравлял администрацию области: торжество происходило в Органном зале. Я спешил, поэтому вышел из органного зала прямо в костюме. Была ночь. Костюм переливался маленькими звёздочками. Дул ветер, и полы шубы слегка разлетались. Жена и дочь, ждавшие меня в машине, рассказывали, что со стороны казалось, будто в таком образе я сейчас, как в сказке, улечу, подхватываемый ветром, на небеса!»

 

Благодаря постоянной практике проведения праздничных мероприятий, ДДК стал первым учреждением, начавшим организовывать камерные праздники. Для этого в заведении были выделены три зала: танцевальный зал, диско-зал и золотая гостиная.

 

В 1974 году Николай Васильевич стал директором ДДК. За период его работы длиною в 34 года ДДК стал лучшим домом культуры в городе и четвёртым в рейтинге в СССР. «Даже сейчас, когда я уже на пенсии, ДДК не выходит у меня из головы, – печально улыбается Николай Васильевич. – Я люблю детей и люблю людей, которые делают детей счастливыми.

 

25 марта мы ежегодно праздновали день рождения ДДК. Ни один праздник не проходил без угощения – это же первый признак русского гостеприимства. Поэтому мой стол всегда был полон, хотя давалось это в те времена очень тяжело. Работа в клубе – это как жизнь в семье, поэтому я частенько приносил что-нибудь из дома. Я очень люблю стряпать: шаньги, шарлотки, творожные завитушки, рыбные пироги… У меня жена даже и не берётся за это. Многие коллеги потому и ждали праздников, что предвкушали угощение».

 

В период ёлок и на рождественские вечера Николай Васильевич обязательно организовывал застолья для детей. Рассказывает, что не было возможности купить угощение, поэтому приходилось просить фрукты у продавщиц на рынке. «Часть товара всё равно шла на списание. Так не лучше ли было отдать это детям? – рассказывает Николай Васильевич. – Но какие раньше были дети! Зимой приходили на занятия в резиновых сапогах на босу ногу.

 

Я думаю, что каждый ребёнок рождён для счастья. С детства он должен получить заряд доброты, красоты, нежности, внимания: только тогда он сможет что-то понимать и оценивать в будущем. Вот раньше, например, были прекрасные мультики – доброта в них была на первом месте. Кружки, секции были бесплатными, и у детей был выбор. Ребёнку важно найти, почувствовать себя – это залог счастья. А «богатство – дело наживное» – как говорил купец из «Аленького цветочка».

 

Сейчас Николай Васильевич посещает поэтический клуб «Элегия» в Доме учителя. Писать стихи он начал с детства. А, став взрослым, писал в стихах все рабочие сценарии. «В клуб поэтов меня позвала Алла Попова, руководитель клуба. Я сказал, что не умею писать, и тут она напомнила мне про мои сценарии. Сейчас я опубликовал три сборника своих стихов, – говорит Николай Васильевич. – Конечно, когда есть вдохновение, пишется очень легко, гораздо сложнее писать по необходимости».

 

А ещё Николай Васильевич увлекается выжиганием: его дачу украшают более двадцати картин! А для друзей он выжигает разделочные доски…

 

Свадьбы и прочие увеселительные мероприятия Николай Васильевич проводит до сих пор. Он ещё полон сил и энергии, если речь заходит о творчестве. Николай Васильевич состоит в Совете Ветеранов города Перми, где также ведёт активную деятельность.

 

На вопрос о юбилее мой собеседник отвечает так: «Я бы хотел пожелать себе здоровья. Исполнения желаний у всей моей семьи. Очень люблю своих одноклассников и хочу, чтобы у них всё было хорошо. Хочу продолжать творчество, чтобы приглашали проводить праздники и свадьбы. Не хочу, чтобы творчество угасало! Чувствую, что переполнен любовью к людям, особенно к детям, и к культуре. Хотелось бы, чтобы культура не становилась эпицентром заработка, а сама обогащала народ. Думаю, что жизнь я прожил не зря. Но всегда кажется, что что-то ещё будет, что ещё нужно будет идти куда-то, что ты будешь нужен где-то, где к тебе будут тепло относиться…»

 

Дарья Давыдова


Читайте также
Двойное внимание каждому – обеспечено!
17 ноября, 14:16
При слове «школа» большинство из нас представит одинаковую картинку: классы с партами в три ряда и школьная доска, привычные предметы, уроки в две смены по сорок пять минут и шумные переменки. А между тем, существуют множество школ, устроенных иначе! Одна из них есть на карте нашего города – на Слудской горке. Это средняя школа № 32 имени Г.А. Сборщикова. Что в ней такого особенного и чем живёт школа сегодня, мы спросили у её директора – Александра Марковича Гликсона.
Подробнее
Школьники удивили своими проектами экспертов конкурса «Гении Прикамья»
7 ноября, 13:23
В Перми 7 ноября открылась профориентационная выставка «Образование и карьера». Она продлится 4 дня на выставочной площадке «Пермь Экспо». В мероприятии принимают участие более 100 школ, вузов, техникумов, ведущие промышленные предприятия Пермского края, организации, осуществляющих деятельность в сфере образования.
Подробнее
12
1 ноября, 10:36
Подробнее