КАК ШКОЛА РАЗВИВАЕТ ЯЗЫКОВУЮ ЛИЧНОСТЬ?

23 сентября 2020 , 05:50

Главная задача современного учителя — стать для ученика надёжным проводником в океане информации, помочь ребёнку сохранить в себе человека и научить его достойно представлять свою личность другим.

 

Развитие личности невозможно без изучения родного языка. Язык играет ведущую роль в процессе познания мира, поскольку связан с восприятием, памятью, воображением, эмоциями, мышлением. В последние годы интерес к личностному изучению языка повысился во всех дисциплинах: педагогике, психологии, философии, лингводидактике. Что помогает ребёнку раскрыться? Работа с художественным текстом, освоение смыслового чтения, развивающего эмоциональный интеллект.

 

«За каждым текстом стоит языковая личность», — к таким выводам ещё в 30-е годы пришёл лингвист В. В. Виноградов. Сегодня изучением языковой личности успешно занимается школа Ю. Н. Караулова.

 

По его мнению, языковое развитие основано на «речевом чутье», «речевом вкусе». Они проявляются в умении слушать и эмоционально реагировать на высказывание, в речевой памяти, в слуховой и смысловой ассоциативности восприятия и творения речи и, наконец, в умении чувствовать собеседника, строить диалог в соответствии с задачами конкретной речевой ситуации.

 

Качество среды влияет на развитие языковой личности. Интернет-среда сегодня может быть агрессивной и «грязной». Воспитывать неприятие к этому — одна из важных задач современного учителя.

 


Личность уникальна и поэтому имеет самобытный путь развития. Но нет более сильного инструмента для её развития, чем язык.


 

Что может сделать учитель? Создавать условия для языкового развития, диагностировать способности, возможности ребёнка, отслеживать продвижение каждого, предоставляя поле деятельности, давать трудную работу по осмыслению ключевых текстов с точки зрения культуры, формировать свободное владение словом, учить думать самостоятельно.

 

 

Автор статьи разработала и провела для учащихся уроки-ситуации по темам: «Как работают глаголы в жизни?» (5 кл.), «Не хочу учиться, а хочу жениться» (7 кл.), «И просыпается поэзия во мне…» (6 кл.) и другие. Особая любовь у нас с ребятами к урокам по народной русской культуре, которые проходят в формате проектов: «Там русский дух, там Русью пахнет…» (5 кл.), «Русский дом» (8 кл.), «Скоморошья радельница» (7 кл.), «Русская Матрёшка» (5 кл.).

 

Подробнее хочется рассказать о метапредметных занятиях для девятиклассников. Метапредметное занятие ведёт учащихся к размышлению о том, как жить, в чём заключаются истинные ценности. Метапредметность не тождественна интеграции предметов, однако она предполагает объединение программ: по русскому языку и истории России для 9-го класса и по литературе для 10-го класса. Актуальность выбранной учебной ситуации очевидна: материал занятия будет необходим для работы над сочинением в формате ОГЭ.

 

Урок, посвящённый главе из повести «Детство» Л. Н. Толстого, проводился в формате «перевёрнутого класса». Девятиклассники изучали материалы и готовились к занятию в пяти группах по интересам. Историки исследовали, как сохранение сословного строя в конце XIX века влияло на экономическое положение страны. Этнографы узнавали, какие статусные вещи были характерны для разных сословий Российской империи. Биографы знакомились с «правилами жизни» Л. Н. Толстого. Литературоведы читали и анализировали главу «Комильфо» из повести «Детство». Лингвисты тренировались в написании публицистического высказывания на тему «Допустимо ли деление людей по каким-либо признакам?».

 

 

После выступления руководителей команд с подготовленным материалом, мы перешли к постановке проблемы урока. Выводы формулировали сначала сами ученики, затем их обобщил учитель. В конце ребята оценивали выступления групп и проводили самоанализ работы на уроке. В качестве домашнего задания школьникам было предложено написать публицистическое высказывание о «комильфотной» или гламурной жизни, провести опрос среди девятиклассников по проблеме урока или написать правила своей жизни, как это сделал Л. Н. Толстой.

 

Ответы учеников всегда интересны, если они привыкли свободно, искренне выражать свои чувства и мысли, уважительно относиться к людям. Когда наши ученики ведут диалог с самими собой и другими, они включены и в процесс культурного развития — а это и есть результат нашей педагогической деятельности.

 

Татьяна Филипповна Юшкова,

учитель русского языка и литературы школы № 28


Читайте также
ЛИТЕРАТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ: КАК ЭТО?
23 сентября 2020 , 05:41
Нам со школы известны география и литература. Первая – наука о Земле. Писатели в своих произведениях тоже отражают увиденное. О том, как через образы в литературе представлять местность, и, конечно, нестандартно провести очередной школьный урок, рассказала Анастасия Владимировна Фирсова, кандидат географических наук, доцент кафедры туризма географического факультета ПГНИУ.
Подробнее
КЛАССНАЯ ВНЕКЛАССНАЯ ЖИЗНЬ
22 сентября 2020 , 07:09
Сегодня школа предоставляет не только образовательную услугу, но и широкий спектр внеклассных занятий. Безусловно, это очень удобно для многих: ребёнок может и учиться, и развиваться, заниматься творчеством или научными исследованиями, причём всё это в одном месте – своём втором доме.
Подробнее
ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ТВЕРДЫЙ ЗНАК БЫЛ САМОЙ ДОРОГОЙ БУКВОЙ?
20 августа 2020 , 08:12
Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о твёрдом знаке. Это буква, которая встречается в современном русском крайне редко. Но у нее длинная и интересная история. Поэтому вот вам сначала несколько любопытных фактов:
Подробнее