ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ТВЕРДЫЙ ЗНАК БЫЛ САМОЙ ДОРОГОЙ БУКВОЙ?

20 августа 2020 , 08:12

Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о твёрдом знаке. Это буква, которая встречается в современном русском крайне редко. Но у нее длинная и интересная история. Поэтому вот вам сначала несколько любопытных фактов:

 

1) Изначально буква «ъ» («ер» в первой азбуке) была непроизносимой гласной. Ее использовали в роли пробела между словами, оканчивающимися и начинающимися на согласную.

 

2) Раньше в русском существовало понятие закрытого и открытого слога, оканчивающегося на согласную и гласную соответственно. Поэтому «ъ» использовали на конце некоторых слов, чтобы обозначить открытый слог.

 

3) Буква еще иобозначала мужской род — ее писали на конце глаголов мужского рода, существительных и кратких прилагательных.

 

4) Твердый знак называли самой дорогой буквой— до реформы она встречалась в текстах чаще всех остальных. Из-за нее затраты на печать увеличивались в несколько раз.

 

5) После языковой реформы буква «ъ» стала использоваться только для разделения приставки с согласной на конце и корня с гласной в начале. Роман «Война и мир», перепечатанный после реформы, стал короче на 30 страниц из-за буквы «ъ».

 

А теперь расскажем более подробно о правилах написания твёрдого разделительного знака. Он пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е, передающими сочетания [j] с гласными, в следующих случаях:

 

1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, объехать, отъезд, подъёмник, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий;


б) В словах иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб-
, которые в языке-источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнкция, объект, субъект и другие.б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский.

 

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх-, напр.: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный;

 


НО после начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ  по традиции не пишется, напр.: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст.


 

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь.

 

4. Буква ъпишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, передающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл),  Хэнъян (город в Китае),  Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии)и другие.

 

Василиса Чикунова


Читайте также
Вера Селянинова: «Экономику страны делают рабочие кадры»
13 августа, 05:33
Вера Александровна Селянинова – педагог, директор образовательных учреждений с многолетним стажем, основатель и руководитель центра повышения квалификации «Становление». Её карьера началась в сельской школе, продолжилась в профессиональных училищах, а сегодня команда под её руководством обучает специалистов по всей России и за её пределами. В интервью мы обсудили тонкости профессионального самоопределения, современные подходы к обучению и мифы о рабочих профессиях.
Подробнее
Раиса Кассина: «Создаём условия, чтобы каждый школьник знал, кем он хочет стать»
13 августа, 05:16
Редакция краевой школьной газеты «Перемена-Пермь» совместно с юнкорами МАОУ «СОШ № 55» г. Перми поговорили с Министром образования и науки Пермского края Раисой Алексеевной Кассиной о том, как правильно выстроенная профориентационная работа помогает современным подросткам выбрать будущую профессию.
Подробнее
Маркировка рекламы – важная составляющая грамотной журналистской работы
16 июня, 08:39
С 1 сентября 2023 года в России действует новый порядок маркировки рекламы в Интернете. Согласно закону, все рекламные материалы, размещаемые в сети, должны быть зарегистрированы через операторов рекламных данных, а креативы (визуальное или текстовое оформление рекламы, направленное на повышение эффективности коммуникации с целевой аудиторией) – снабжены специальным идентификатором. По этому поводу 9 июня в Пермской торгово-промышленной палате была организована практическая бизнес-игра «Маркировка рекламы». Мероприятие вызвало большой интерес у представителей малого и среднего бизнеса, маркетологов, блогеров, специалистов рекламных агентств и СМИ. Редакция «Перемены Пермь» тоже приняла участие в бизнес-игре.
Подробнее