ПОЧЕМУ РАНЬШЕ ТВЕРДЫЙ ЗНАК БЫЛ САМОЙ ДОРОГОЙ БУКВОЙ?

20 августа 2020 , 08:12

Как вы уже поняли, сегодня мы поговорим о твёрдом знаке. Это буква, которая встречается в современном русском крайне редко. Но у нее длинная и интересная история. Поэтому вот вам сначала несколько любопытных фактов:

 

1) Изначально буква «ъ» («ер» в первой азбуке) была непроизносимой гласной. Ее использовали в роли пробела между словами, оканчивающимися и начинающимися на согласную.

 

2) Раньше в русском существовало понятие закрытого и открытого слога, оканчивающегося на согласную и гласную соответственно. Поэтому «ъ» использовали на конце некоторых слов, чтобы обозначить открытый слог.

 

3) Буква еще иобозначала мужской род — ее писали на конце глаголов мужского рода, существительных и кратких прилагательных.

 

4) Твердый знак называли самой дорогой буквой— до реформы она встречалась в текстах чаще всех остальных. Из-за нее затраты на печать увеличивались в несколько раз.

 

5) После языковой реформы буква «ъ» стала использоваться только для разделения приставки с согласной на конце и корня с гласной в начале. Роман «Война и мир», перепечатанный после реформы, стал короче на 30 страниц из-за буквы «ъ».

 

А теперь расскажем более подробно о правилах написания твёрдого разделительного знака. Он пишется после согласных перед буквами я, ю, ё, е, передающими сочетания [j] с гласными, в следующих случаях:

 

1. После приставок, оканчивающихся на согласный. Например:

а) в словах с русскими приставками: безъядерный, взъяриться, взъесться, изъезженный, межъязыковой, объехать, отъезд, подъёмник, предъявить, разъехаться, разъёмный, съесть, съёжиться, съязвить, сверхъестественный, сверхъёмкий, сверхъяркий;


б) В словах иноязычного происхождения с начальными частями аб-, ад-, диз-, ин-, интер-, кон-, об-, суб-
, которые в языке-источнике являются приставками, а в русском языке в качестве приставок обычно не выделяются. К ним относятся: абъюрация, адъективный, адъективация, адъюнкт, адьюстаж, дизъюнкция, инъекция, инъецированный, интеръекция, конъектура, конъюгаты, конъюгация, конъюнктив, конъюнкция, объект, субъект и другие.б) в словах с приставками иноязычного происхождения: контръярус, постъядерный, постъюбилейный, субъединица, субъядро, суперъяхта, трансъевропейский.

 

2. В сложных словах:

а) после начальных частей двух-, трёх-, четырёх-, напр.: двухъякорный, двухъёмкостный, трёхъядерный, четырёхъярусный;

 


НО после начальных частей сложносокращенных слов разделительный ъ  по традиции не пишется, напр.: военюрист, госязык, детясли, партячейка, продярмарка, спецеда, хозединица, иняз, Инюрколлегия, Минюст.


 

б) в словах панъевропейский, фельдъегерь.

 

4. Буква ъпишется также при передаче иноязычных собственных имен и производных от них слов (после букв, передающих парные твердые согласные), напр: Кизилъюрт (город в Дагестане), Торъял (поселок в республике Марий Эл),  Хэнъян (город в Китае),  Ювясъярви (озеро в Финляндии), Манъёсю (антология древнеяпонской поэзии)и другие.

 

Василиса Чикунова


Читайте также
ОТ ПОСАДКИ ДЕРЕВЬЕВ ДО КВЕСТА ОТ МЧС
30 июня, 13:26
7 июня 2024 года в Перми прошла экологическая игра «Тропою здоровья». Игра реализована на средства гранта «Эколето» Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми, её организатором стала Ассоциация «Врачи перемен». В рамках этого мероприятия для участников было проведено много интересных мастер-классов и квестов. Одними из самых запоминающихся были посадка деревьев и квест от представителей Главного управления МЧС России по Пермскому краю  и поискового отряда «Регион 59». Подробнее о них мы расскажем в этой статье.
Подробнее
ЭКОПУТЕШЕСТВИЕ: "ТАЙНЫ РЕКИ ГАЙВЫ" ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ
28 июня, 10:06
В век информационных технологий, когда дети всё больше времени проводят в виртуальной реальности, важно приобщать их к красоте и богатству реального мира. В этом году экотропа «Тайны реки Гайвы» предложила уникальную возможность для школьников окунуться в мир природы, познакомиться с её красотами и удивительными явлениями, а также развить чувство ответственности за сохранение окружающей среды. Всего мы провели 4 экскурсии для 6 разных групп юных исследователей. Тропу посетили ученики из 3-х школ: МАОУ «СОШ №24», МАОУ «СОШ №37» и МАОУ «СОШ №45».
Подробнее
НЮАНСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ЛЮДЕЙ С ОВЗ: СЛОЖНОСТИ, ПЕРСПЕКТИВЫ, ВОЗМОЖНОСТИ
27 июня, 17:13
28 мая 2024 года Центром опережающей профессиональной подготовки Пермского края (ЦОПП) был проведён круглый стол на тему «Работа для всех: эффективное сотрудничество для инклюзивного рынка труда». Цель встречи – организовать диалог представителей органов исполнительной власти Пермского края, предприятий и профессиональных образовательных организаций о возможностях создания рабочих мест для граждан с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Мероприятие модерировала Оксана Олеговна Дробченко – заместитель директора по развитию АНО ДПО «Центр проектов «Переменим».
Подробнее