ЛИТЕРАТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ: КАК ЭТО?

23 сентября 2020 , 05:41

Нам со школы известны география и литература. Первая – наука о Земле. Писатели в своих произведениях тоже отражают увиденное. О том, как через образы в литературе представлять местность, и, конечно, нестандартно провести очередной школьный урок, рассказала Анастасия Владимировна Фирсова, кандидат географических наук, доцент кафедры туризма географического факультета ПГНИУ.

 

Встреча прошла в рамках проекта «Университет – учителю». Это серия ежемесячных образовательных встреч для педагогов. Спикерами мероприятия выступают преподаватели Пермского государственного национального исследовательского университета. Подробнее о проекте можно узнать по телефону: 8 (966) 791-86-74.

 


С чем у вас ассоциируются города Пермского края: Чердынь, Красновишерск, Чусовой? Например, Виктор Астафьев говорил о Чусовом, Лысьве, Губахе, а Варлам Шаламов – о годах, проведённых в Красновишерске. Изучая места Пермского края через произведения писателей, возможно вместе со школьниками подготовить интересные карты и описательные сочинения.


 

 

 

Литературная география имеет свой предмет изучения – пространство жизни человека (география) и способы его творческой интерпретации (литература). Не зная места лично, мы можем увидеть его «глазами писателя». В рамках литературной географии можно организовать школьные экскурсии и пройтись по улицам, которые описываются в изучаемых произведениях; провести выставку или конференцию, презентовав сюжеты и истории о местах.

 

Одним из общих предметов изучения литературы и географии становится место жизни популярного писателя, его героя или ландшафта, запечатлённого в произведении. Так можно изучить адрес писателя, оценить обстановку или характерные элементы декора. Составить маршрут и нанести на карту важные объекты посещения. Аналогично можно разобрать описание литературного города или его прототипа, посмотреть место «разыгрывания» сюжета.

 

«Прикладная задача литературной географии в создании разнообразных практик, в которых проявляется взаимосвязь текста и места, – отмечает Анастасия Фирсова. – Обращаясь к региональной литературе, педагоги могут поспособствовать формированию ценностно-смысловой ориентации учащихся, подсказать, как человек связан с малой родиной, сформировать навык поиска необходимой информации в медиапространстве».

 

Елена Никулина