КАК ДОБИТЬСЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ НА УРОКЕ
Как показывает практика, дети имеют успехи в учебе, когда им действительно интересно на уроке. Чаще всего это касается учеников начальной школы. И если педагог сталкивается с проблемой потери у школьников интереса в процессе приобретения знаний, нежеланием учиться, конечно, первым делом учителю стоит пересмотреть форму подачи материала. В помощь педагогам мы собрали советы, которые помогут привлечь внимание детей на уроке, заинтересовать их, сделать подачу материала увлекательной и интересной.
- Использовать на уроке не только вербальную, но и визуальную информацию (иллюстрации, диаграммы, карты, презентации, видео и т.д). Это позволит сохранить интерес ребенка к теме как можно дольше.
- Включить в занятие увлекательную историю с героем, который пытается преодолеть трудности и антигероем, который ему мешает. В итоге герой преодолевает все трудности при решении задачи. Дети любят слушать рассказы и истории, особенно, если это касается их сверстников. Из плюсов – педагог привлечет внимание детей, дети же поймут, что трудности можно преодолеть и даже запомнят алгоритм, по которому нужно действовать в трудной ситуации.
- Смена интонации. Педагог, который вел урок обычным голосом в привычном темпе, вдруг меняет голос, выдает детям позитивный эмоциональный всплеск, как минимум заставит детей обратить на себя внимание, а многих заинтересует подобной переменой.
- Если детей ограничить во времени и ресурсах, они становятся более собранными и концентрируют свое внимание на выполнении задания. Например, на решение задачи отведено 10 минут. Главное, чтобы ограничения были посильны каждому ребенку.
- Включать в уроки задачи с непростым выбором. Их еще называют делеммами. В интернете сейчас есть множество неоконченных рассказов и на тему денег, дружбы, учебы и т.д. Чтобы закончить подобный рассказ, детям придется изрядно подумать. А также насыщать занятие интересными вопросами из пройденных или новых тем. Можно с них и начинать занятия, помогая потом детям прийти к правильному ответу.
- Делить класс на группы, которые потом должны вместе выполнить задание – отличный способ заинтересовать детей. Кроме того, в подгруппах дети учатся сотрудничать, договариваться, работать в интересах своей команды.
- Включать в занятия юмор. Можно даже сделать картотеку веселых историй или шуток для разных предметов, уроков. Главное, чтобы шутки никого не обдели. В целом же юмор поднимает настроение, помогает сфокусировать внимание, быстро запомнить материал.
- Играть! Даже старшеклассники не откажутся от соблазна поиграть на уроке. Важно направить суть игры в нужное русло, не исключать обучающую составляющую игры и не злоупотреблять соревновательными элементами.
- Диссонанс. Предложить детям ситуацию, которая не соответствует их привычной картине мира. Например, по улице шел голубой пес. У детей в этот момент возникает когнитивный диссонанс, и они начинают искать объяснение данному явлению.
- Вдохновлять собственным примером. Дети подражают взрослым – это не секрет. Поэтому учитель с позитивным настроем, любовью к детям и своей профессии будет интересен и школьникам. Впоследствии многие качества учителя дети могут перенять.
- Важно давать детям почувствовать, что учитель их друг, их товарищ, который общается с детьми на равных, а не надменно смотрящий свысока их наставник.
- Детям необходимо давать возможность находить свои ошибки и исправлять их, не снижая за это оценки. Иначе интереса найти и исправить свою ошибку у детей просто не будет.
- Важно проявлять интерес к увлечениям школьников. Учителю, который знает, чем увлекается ребенок, легче найти подход и общий язык.
- Приглашать на урок гостей из области предмета. Аспирантов университета (математики, физики, химики), людей определенных профессий (художники для занятий ИЗО, журналисты на уроки русского языка и т.д.). Это прекрасный способ заинтересовать детей предметом.
И если не пугать детей тем, что учеба сложна, а путь приобретения знаний тернист, уроки с применением данных советов будут для детей в удовольствие.
Наталья Былева