ПУТЁВКА В ЖИЗНЬ ОТ СЕЛЬСКОГО УЧИТЕЛЯ
Татьяна Анатольевна Чиник, учитель русского языка, литературы, информатики и журналистики в одном лице, никогда не старалась растить умников и отличников. Однако почти каждому десятому ученику из своей сельской школы она помогла попасть на смены в знаменитые «Артек» и «Орлёнок». Для многих детей эти поездки обернулись настоящими путёвками в жизнь, о которой до встречи с педагогом они даже не мечтали.
И каково тебе будет?
- Спрашиваю: «Что, Наташа, пришла?». – «Да не знаю. Просто поговорить». Или заглядывают ко мне со словами: «Можно с вами чай попить?». Я всех принимаю. Надо быть внимательным к каждому ребёнку. Всегда. Иначе потом они от тебя отмахнутся. И каково тебе будет?» – задаёт сама себе вопрос Татьяна Анатольевна.
В посёлке Старые Ляды она «классная» почти у каждого пятого школьника. Девятиклассники в прошлом году отказались от своего руководителя и попросились к ней, а у неё уже были семиклашки. Взяла всех, не раздумывая: получилось 39 «своих» учеников из 187 Лядовской средней школы.
Местная девятилетка – её первое и единственное место работы, хотя родилась она почти за двести километров от неё: в деревне Петропавловск Большесосновского района. В 1994 году студентка Татьяна оканчивала Кудымкарское педучилище и, скорее всего, вернулась бы на малую родину. Но позвонила лядовская тётя и сказала, что в их школу требуется учитель начальных классов.
1994 год. Первый класс Татьяны Анатольевны
- Дали мне первый класс, который я довела до одиннадцатого, - тогда ещё у нас была общеобразовательная школа, - вспоминает Татьяна Чиник. Параллельно сама училась в Пермском педуниверситете. В 2006 году выиграла конкурс районного управления образования, и меня отправили получать ещё одну специальность в Высшую школу экономики.
В 2014-м Татьяну Анатольевну попросили создать кружок журналистики, который подарил школе не только собственную газету, но и победы детей в разных профильных конкурсах. Десять ребят в награду за успехи отправились в международный центр «Артек», четверо – во всероссийский детский лагерь «Орлёнок». Для деревенских детей – это редкая удача, которая выпадает раз в жизни. Ведь большинство из них дальше Перми никуда не выезжали. Некоторых школьников собирали в дорогу «всем миром», потому что у родителей не было возможности оплатить билеты до места (сами путёвки предоставляются бесплатно, но вот транспортные расходы ложатся на плечи семей).
- К сожалению, у нас в сельской местности очень низкий социальный уровень. Например, мама работает на ферме, одна поднимает четверых детей. И представляете: её дочку пригласили на Черноморское побережье в «Орлёнок»! По такому поводу она нашла средства и купила ребёнку ноутбук для занятий по видеомонтажу, - делится педагог.
Родители стали чаще интересоваться школьной жизнью детей и даже участвовать в ней.
– Одну мою ученицу из восьмого класса очень поддерживает мама: сама возит её на всевозможные конкурсы и форумы. Это нужно, чтобы подготовить для «Артека» хорошее портфолио. Сейчас мы подали заявку на ближайшую смену, ждём результатов. Знаю, что и папа у них не остаётся в стороне, несмотря на то, что из-за болезни прикован к кровати.
Профессия от слова ДАВАТЬ
Это сейчас в журналистский кружок Татьяны Чиник выстраиваются очереди. Школьники поняли: с этим педагогом они смогут научиться и тексты писать, и видео снимать, и путёвки выигрывать – если не на море, то в районный профильный лагерь.
- Шесть лет назад их приходилось уговаривать принять участие в каком-нибудь маломальском конкурсе. Ревели у меня в кабинете: «Не хочу, не поеду». Детей поначалу всегда надо за руку вести. Когда они не видят другой жизни, то и не знают, куда им идти. Человек раскрывает глаза тогда, когда побывает где-то.
Теперь в образовательном учреждении есть традиция: после каждой поездки рассказывать о новых географических и профессиональных горизонтах на общешкольной конференции, куда приглашают не только учащихся, но и их родителей, которых тоже иногда «надо за руку вести».
Снежана Болдырева, ученица Т.А. Чиник, на смене в "Орлёнке"
В местные юнкоровские ряды может вступить любой ученик с пятого по девятый класс. У ребят нет строгого учебного плана и оценок. Каждый выбирает дело по душе: кто-то готовит заметки, кто-то встаёт за камеру, а кто-то осваивает монтажные программы. Бывает, они просто остаются в кабинете и болтают о том, что их больше всего заботит в данный момент времени. Потому что, если по правде, не все приходят к Татьяне Анатольевне за грядущими победами. Некоторым просто домой идти не охота после основных занятий.
Для каждого у Татьяны Чиник найдётся нужное слово. По её мнению, не только учитель дан ученику, но и ученик - учителю.
- Ведь я им нужна не для того, чтобы отметки ставить, а чтобы что-то дать. Преподаватель именно от этого слова происходит. Вот я, в первую очередь, хочу им дать шанс для саморазвития.
Именно за этим шансом лядовские ребята толпами ходят в кабинет Татьяны Анатольевны. Они же, по её признанию, заряжают её энергией для поисков и роста. Поэтому ей не понять коллег, которые жалуются на профессиональное выгорание в школе.
- Дети дают мне возможность двигаться вперёд. Взять журналистику. Если бы они не пришли ко мне и не сказали, что хотят снимать сюжеты, я сама вряд ли этим заинтересовалась.
Нельзя делить: школа даёт образование, а семья воспитание, - эту истину, как русский алфавит, Татьяна Чиник знает назубок. Как и то, что нужно видеть во всём и каждом что-то хорошее.
- Я говорю детям на уроках: «Давайте правде в глаза посмотрим. Вы получаете знания ради оценки. Перешагнув порог школы, вы забудете большинство информации. Поэтому я вам дана, чтобы научить ставить цели и добиваться их, а ещё - чтобы вы научились чувствовать себя счастливыми людьми».
Шанс на счастье
В её календаре нет рабочих и выходных дней. В посёлке все друг у друга на виду, и часто семьям учеников необходима неотложная помощь.
- У нас как ни семья, так особый случай. Прихожу, спрашиваю: «Что будем делать?». Можем и пореветь вместе, и чай попить. И находятся выходы. Бываю я и строгая очень: приходится и с пьяными родителями разговаривать, направлять их, уговаривать, чтобы кодировались.
Когда Татьяна Чиник только пришла в школу, у одного ученика маму посадили в тюрьму, а папу отправили лечиться от туберкулёза. Молодая учительница забрала мальчишку к себе. Купила ребёнку необходимые вещи, отправила восстанавливаться в санаторий. Потом нашлись родственники и увезли его. Спустя годы возмужавший юноша приезжал к своей учительнице, чтобы сказать спасибо за её доброе сердце.
Татьяна Анатольевна с мужем и сыном
У самой Татьяны Анатольевны дружная семья. Муж – мастер на все руки, который «может в хозяйстве абсолютно всё». Старший сын уже живёт отдельно, кроме основной школы окончил художественную. Младший - учится в четвёртом классе и четыре раза в неделю выезжает в город на музыкальные занятия.
Хотя, для неё как будто бы и нет этой грани, разделяющей детей на «своих» и «чужих». Она уверена: если есть пренебрежение к ученику или усталость от общения с ним, тогда лучше в школу не ходить, нужно выбирать другую профессию.
Дай Бог, чтобы в каждой школе была своя Татьяна Анатольевна Чиник. Тогда у наших детей будет больше шансов разглядеть в жизни свою счастливую дорогу. А у родителей больше поводов радоваться сбывшимся надеждам. Ведь мы так устроены: хотим, чтобы наши дети жили лучше нас.