НАВЫКИ XXI ВЕКА

10 ноября 2020 , 07:24

Мы постоянно слышим, что в системе образования что-то меняется/добавляется/убирается. Почему? Всё просто: идём в ногу со временем. А это значит, что и учителя, и школьники сегодня должны обладать навыками XXI века. Школьники – на выпуске из образовательного учреждение, а учителя – всегда. Так что же представляет из себя эта звучащая ото всюду фраза «навыки XXI века»?

 

Всё очень просто: нужно воспитать и обучить такого подростка, чтобы он владел не только предметной информацией, но и современными компетенциями, которые сегодня требует руководитель. Навыки XXI века – это своеобразный ответ вызовам времени.

 

Цифровая революция, роботизация, коммуникационная революция (интернет), применение биотехнологий, разрушение биосферы, накопление пластика, глобальное потепление и рост взаимозависимости сообществ мира порождает глобальную неопределённость: что с этим делать? Как в этом разобраться? КТО может в этом разобраться? Конечно, современный человек.

 

Работодатели выделяют 12 навыков XXI века, определяя их в 3 большие группы: взаимодействие – особенности мышления – ключевые качества. Причём последняя группа является самой важной. Достигнуть таких компетенций можно лишь тогда, когда овладеешь всеми предыдущими.

 

К группе «Взаимодействия» относят:

  • умение сотрудничать,
  • коммуницировать,
  • адаптироваться к различным ситуациям,
  • управлять этими изменениями.

 

В группе «Особенности мышления» работодатель отмечает:

  • системность,
  • гибкость,
  • креативность,
  • скорость.

 

И в «Ключевых качествах» выделяют:

  • твёрдость характера,
  • смелость ошибаться,
  • умение управлять проблемами,
  • эмоциональный интеллект.

 

В связи с запросами общества система образования меняет свои ориентиры. Сегодня мы не учим по советским ЗУНам (знания, умения, навыки). Нет. На первый план как раз выходят компетенции, которые формируются вне зависимости от предметной области. Критическое мышление, когнитивное и социально-эмоциональное состояние обучающихся неотделимы друг от друга.

 

Возможно, понятнее будет объяснить набор навыков XXI века через зарекомендовавшую себя систему 4 «К»: креативность, критическое мышление, коммуникация и кооперация (то есть сотрудничество).

 

И как же нам, учителям, формировать такого суперчеловека? На самом деле, этим мы и так занимаемся, просто не всегда знаем, что развиваем именно эти навыки. В докладе «Новый взгляд на образование: раскрывая потенциал образовательных технологий», представленном на всемирном экономическом форуме ещё в 2016 году была выявлена чёткая структура, состоящая из видов базовой грамотности, компетенций и качеств характера, которые должны присутствовать у современного выпускника школы/ВУЗа, чтобы он был востребован на рынке труда. И тут мы, учителя, с первыми двумя блоками прекрасно справляемся (а вот качества характера, как ни крути, не привьёшь, если их у человека нет).

 

Виды базовой грамотности: языковая, числовая, естественно-научная, ИКТ, финансовая, гражданская и культурная. Необходимые компетенции: тот же набор 4 «К». Качества характера: любопытство, инициативность, настойчивость, адаптивность, лидерство, социальная и культурная осведомлённость.

 

Сегодня многие школьники зажаты в рамки отметок. «Учись хорошо, иначе выпорю тебя ремнем» / «Иначе заберу твой планшет/телефон/приставку». Но это в корне неверно. Все мы ошибаемся. Ошибаться – нормально. Ошибиться может ученик, родитель и учитель. Но умение принять свои ошибки, сделать выводы и двигаться дальше – вот что важно. Кого возьмёт работодатель на работу? Того, у кого нет поражений, или того, кто ошибался, но встал и продолжил путь? Поверим словам директора по продуктам компании Google, создателя мобильного приложения Youtube Mobile, Андрея Дороничева, который смог из обычного парня, готового к развитию, обладающего навыками XXI века, стать «большой шишкой» в мировой компании и завоевать себе имя на рынке IT-технологий: современный работодатель выберет того, кто ошибался несколько раз, но продолжил свой путь. И пусть это станет стимулом для многих из нас!

 

Симпатова Валерия Евгеньевна

учитель МАОУ «Гимназии № 5» г. Перми

 


Автор:


Читайте также
«ПЕРЕМЕНА-ПЕРМЬ»: ИЗ БУМАГИ - В ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО
6 марта, 14:27
Нужно ли наше СМИ? Если нужно, то кому? Кто и о чём будет в нём писать? Что востребовано сейчас в сфере школьного медиа и какую функцию должно выполнять школьное СМИ? Чтобы получить ответы на эти вопросы, мы организовали заседание экспертного совета* по развитию школьного сетевого СМИ «Школьное СМИ: вчера, сегодня, завтра». Оно прошло 20 декабря 2023 года в «Точке кипения ПГНИУ».
Подробнее
КАК ОБЕЗОПАСИТЬ РЕБЕНКА В ИНТЕРНЕТЕ?
25 февраля, 19:33
В современном мире дети не представляют свою жизнь без гаджетов и «всемирной паутины». Для них это неотъемлемая часть. Поэтому нужно говорить с детьми о безопасности в интернете, начиная с самого раннего возраста.
Подробнее
В ПЕРМИ ПРОШЛА ЖУРНАЛИСТСКАЯ ИГРА «БИТВА ЮНКОРОВ»
26 декабря 2023 , 14:52
Всегда приятно подводить итоги года: размышлять над достигнутым, строить планы на будущее, говорить слова благодарности всем, кто был поддержкой и опорой. Разумеется, в конце каждого пройденного этапа принято ставить красивую и яркую точку. Для всех участников проекта «Маленькая редакция» такой «точкой» за первое полугодие 2023-2024 учебного года стала любимая многими журналистская игра «Битва юнкоров».
Подробнее