ИРИНА АНТОНОВНА. ПРОДОЛЖЕНИЕ
Очёрское педагогическое училище готовило учителей начальных классов. По воспоминаниям Филаниды Маркеловны Отрощенко (Колчановой), среди изучаемых студентами дисциплин были русский язык, математика и методики их преподавания, история, география, история педагогики. Процесс обучения в училище длился 3 года. Распределение было всесоюзным – если все начальные школы района были укомплектованы, выпускников могли направить в любой уголок страны. Ирина Антоновна Дудина после окончания педучилища по распределению попала в Сивинский район. Там молодая учительница начальной школы дала свой первый в жизни урок, волнуясь, наверное, так же, как и её маленькие ученики.
Девушка не осталась без внимания молодых людей и вскоре получила предложение от Николая Петроченкова стать его женой. Николай Фёдорович был мобилизован по ранению на фронте и направлен в Сивинский район на партийную работу. Молодые люди поженились и до 1945 г жили и работали в Сивинском районе. В январе 1945 г мужа Ирины перевели в Пермь (тогда г. Молотов), и молодая семья переехала в областной центр. Тогда же, 5 января, у них родилась дочь Ида. После окончания войны Николай поехал на родину, в г. Смоленск. Несмотря на уговоры мужа, Ирина не решилась с ним ехать. Она не смогла оставить своих приёмных родителей и вернулась в родные места, где продолжила работу в начальной школе. Через некоторое время Налимовскую начальную школу перевели в д. Третьяки, в одноэтажное деревянное здание на окраине деревни, а название оставили прежним.
Налимовская начальная школа в д. Третьяки
В тридцатых-сороковых, да и послевоенных годах детей было много, в Налимовскую школу ходили ребята не только из Третьяков, но и те, которые жили в окрестных деревнях – Верхних и Нижних Налимах, Евсятах, Воронихе, Осипах, Егоршатах. В Налимовскую школу, до перевода её в Третьяки, ходили дети из близлежащих деревень и соседнего, Верещагинского района – Федулят, Тихонят и Редьков. Налимовская школа, как и многие другие начальные школы того времени, была двухкомплектной: 2 учителя вели по 2 класса – 1-й и 3-й, 2-й и 4-й. Обычно в таких школах было по 2 классных комнаты, но в некоторых деревнях школы располагались в обычных крестьянских избах, а перегородкой могла служить классная доска.
Д. Ворониха
В разное время в Налимовской начальной школе вместе с Ириной Антоновной работали Николай Павлович Дудин, Елена Петровна Норицина, Филанида Маркеловна Отрощенко (заведовала школой в 1954-1956 гг.) и многие другие.
В Налимовской школе. 1954 г.
Как все сельские жители, летом Ирина работала в колхозе на сенокосе, в уборочную – на жатве, трудилась на изготовлении кирпичей – тогда в деревне был небольшой кирпичный заводик. Осенью работала она и на молотьбе снопов. На току снопы молотили на специальной молотильной машине. Такие молотилки под названием «Очёрка» выпускал Очёрский механический завод (впоследствии Очёрский машиностроительный завод). В старых моделях (на фото внизу) барабан нужно было вращать вручную. Позднее выпускались модели с конным приводом. Помню, в школьные годы, будучи подростками, мы тоже работали на колхозном току, где была молотилка с конным приводом. К сбруе лошади крепился специальный рычаг – ворот, и она, ходя по кругу, через передаточный механизм вращала ось барабана. Нужно было развязывать снопы и подавать их на крутящийся барабан в ненасытное жерло машины. Она быстро проглатывала сноп; зерно, отделяясь от соломы, скатывалось по специальному лотку.
Молотилка «Очёрка» с ручным приводом
Солому нужно было отгребать, а потом лежащее ворохом и пахнущее свежим хлебом намолоченное зерно кантарить, т. е. специальными металлическими совками-плицами загружать в мешки. Работа на току пыльная, тяжёлая. К ней привлекались только старшие школьники и взрослые, когда в горячую страдную пору в колхозе не хватало рабочих рук.
Плица
Дочь Ирины Антоновны рассказывает: «Дети-школьники по мере своих сил трудились в колхозе, вместе с учителями заготавливали рябину для кур (в соседней деревне Евсята был птичник [птицеферма]), собирали золу по домам для колхозного огорода, колоски, оставшиеся на полях после жатвы, убирали с полей камешки-гальки, чтобы жатки не портились, собирали макулатуру». «И, конечно, летом собирали грибы и ягоды, купались в речке Мутная, пасли домашний скот, когда подходила очередь, гоняли на пастбище коров утром и вечером. Все были заняты полезным делом – такова деревенская жизнь», - добавляет она.
Кроме сельских и школьных дел, Ирина Антоновна занималась и общественными. Она проводила политинформации для рабочих колхоза, участвовала в распространении облигаций Государственного займа, проводила занятия с безграмотными. Вот такой напряжённой, насыщенной была жизнь сельской учительницы, которую с благодарностью вспоминает не одно поколение учеников.
Светлана Ямалитдинова (Балашова)