ИРИНА АНТОНОВНА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

30 сентября 2020 , 18:18

Очёрское педагогическое училище готовило учителей начальных классов. По воспоминаниям Филаниды Маркеловны Отрощенко (Колчановой), среди изучаемых студентами дисциплин были русский язык, математика и методики их преподавания, история, география, история педагогики. Процесс обучения в училище длился 3 года. Распределение было всесоюзным – если все начальные школы района были укомплектованы, выпускников могли направить в любой уголок страны. Ирина Антоновна Дудина после окончания педучилища по распределению попала в Сивинский район. Там молодая учительница начальной школы дала свой первый в жизни урок, волнуясь, наверное, так же, как и её маленькие ученики. 

 

Девушка не осталась без внимания молодых людей и вскоре получила предложение от Николая Петроченкова стать его женой. Николай Фёдорович был мобилизован по ранению на фронте и направлен в Сивинский район на партийную работу. Молодые люди поженились и до 1945 г жили и работали в Сивинском районе. В январе 1945 г мужа Ирины перевели в Пермь (тогда г. Молотов), и молодая семья переехала в областной центр. Тогда же, 5 января, у них родилась дочь Ида. После окончания войны Николай поехал на родину, в г. Смоленск. Несмотря на уговоры мужа, Ирина не решилась с ним ехать. Она не смогла оставить своих приёмных родителей и вернулась в родные места, где продолжила работу в начальной школе. Через некоторое время Налимовскую начальную школу перевели в д. Третьяки, в одноэтажное деревянное здание на окраине деревни, а название оставили прежним. 

 

 

Налимовская начальная школа в д. Третьяки 

 

В тридцатых-сороковых, да и послевоенных годах детей было много, в Налимовскую школу ходили ребята не только из Третьяков, но и те, которые жили в окрестных деревнях – Верхних и Нижних Налимах, Евсятах, Воронихе, Осипах, Егоршатах. В Налимовскую школу, до перевода её в Третьяки, ходили дети из близлежащих деревень и соседнего, Верещагинского района – Федулят, Тихонят и Редьков. Налимовская школа, как и многие другие начальные школы того времени, была двухкомплектной: 2 учителя вели по 2 класса – 1-й и 3-й, 2-й и 4-й. Обычно в таких школах было по 2 классных комнаты, но в некоторых деревнях школы располагались в обычных крестьянских избах, а перегородкой могла служить классная доска. 

 

 

Д. Ворониха 

 

В разное время в Налимовской начальной школе вместе с Ириной Антоновной работали Николай Павлович Дудин, Елена Петровна Норицина, Филанида Маркеловна Отрощенко (заведовала школой в 1954-1956 гг.) и многие другие. 

 

 

В Налимовской школе. 1954 г. 

 

Как все сельские жители, летом Ирина работала в колхозе на сенокосе, в уборочную – на жатве, трудилась на изготовлении кирпичей – тогда в деревне был небольшой кирпичный заводик. Осенью работала она и на молотьбе снопов. На току снопы молотили на специальной молотильной машине. Такие молотилки под названием «Очёрка» выпускал Очёрский механический завод (впоследствии Очёрский машиностроительный завод). В старых моделях (на фото внизу) барабан нужно было вращать вручную. Позднее выпускались модели с конным приводом. Помню, в школьные годы, будучи подростками, мы тоже работали на колхозном току, где была молотилка с конным приводом. К сбруе лошади крепился специальный рычаг – ворот, и она, ходя по кругу, через передаточный механизм вращала ось барабана. Нужно было развязывать снопы и подавать их на крутящийся барабан в ненасытное жерло машины. Она быстро проглатывала сноп; зерно, отделяясь от соломы, скатывалось по специальному лотку. 

 

 

Молотилка «Очёрка» с ручным приводом 

 

Солому нужно было отгребать, а потом лежащее ворохом и пахнущее свежим хлебом намолоченное зерно кантарить, т. е. специальными металлическими совками-плицами загружать в мешки. Работа на току пыльная, тяжёлая. К ней привлекались только старшие школьники и взрослые, когда в горячую страдную пору в колхозе не хватало рабочих рук. 

 

 

Плица 

 

Дочь Ирины Антоновны рассказывает: «Дети-школьники по мере своих сил трудились в колхозе, вместе с учителями заготавливали рябину для кур (в соседней деревне Евсята был птичник [птицеферма]), собирали золу по домам для колхозного огорода, колоски, оставшиеся на полях после жатвы, убирали с полей камешки-гальки, чтобы жатки не портились, собирали макулатуру». «И, конечно, летом собирали грибы и ягоды, купались в речке Мутная, пасли домашний скот, когда подходила очередь, гоняли на пастбище коров утром и вечером. Все были заняты полезным делом – такова деревенская жизнь», - добавляет она.

 

Кроме сельских и школьных дел, Ирина Антоновна занималась и общественными. Она проводила политинформации для рабочих колхоза, участвовала в распространении облигаций Государственного займа, проводила занятия с безграмотными. Вот такой напряжённой, насыщенной была жизнь сельской учительницы, которую с благодарностью вспоминает не одно поколение учеников. 

 

Светлана Ямалитдинова (Балашова) 


Автор:


Читайте также
ИРИНА АНТОНОВНА. НАЧАЛО
24 сентября 2020 , 08:32
В преддверии Дня учителя, под шелест желтеющих листьев или шум осеннего ветра всё чаще вспоминаются школьные годы, учителя… Зачастую неуютная осенняя погода, расстояния, жизненные проблемы не позволяют нам встречаться со сверстниками, друзьями детства, земляками. Но, благодаря развитию IT, мы можем в любое время общаться на расстоянии, хранить и передавать друг другу фотографии своих родных мест, памятных событий, любимых учителей.
Подробнее
УРАЛ - ЗЕМЛЯ ЗОЛОТАЯ
9 сентября 2020 , 09:42
Когда мы, жители Пермского края, находимся вдали от родных мест, и нас спрашивают, откуда мы, то, как правило, отвечаем: с Урала. Для нас Урал – древние Уральские горы, Предуралье с красавицей Камой и Зауралье с его бескрайними просторами. Многочисленные города и сёла, разбросанные на этой обширной территории, связаны не только географически, но и экономически. Неразрывны и культурные связи – в отличие от политико-административных преобразований последних лет, их не так-то легко разорвать.
Подробнее
ИЗ ЗАТОНА – НА ПРОСТОР
18 сентября 2020 , 09:17
Помню, как в детстве деревенские мальчишки, вызывая зависть и восхищение девчонок, седлали бревно или автомобильную шину и храбро пересекали широкий Спешковский пруд или плыли на самодельном плоту по всей его километровой длине.
Подробнее