"ПРОДАТЬ ДУШУ ЗА ПЯТЁРКУ"
Слышали про «синдром отличника»? Это, если цитировать учёных, изнурительное стремление человека сделать любое задание идеально и получить таким образом одобрение окружающих. Чаще всего он распространён среди учащихся средних общеобразовательных школ. Актуально ли это для 83-й? Есть ли в окружении её учеников люди с синдромом отличника? Чем они отличаются от других? Необходимы ли высокая успеваемость и другие успехи в учёбе и внеучебной деятельности для развития личности и будущей карьеры? И, наконец, нужно ли лечить этот синдром? Читайте мнения юных журналистов и профессиональных психологов прямо здесь.
Юлия Березина:
В моём окружении достаточно много людей с этим синдромом. Признаться честно, я и сама к ним относилась, но сейчас делаю большие усилия, чтобы избавиться от его остатков. Этот синдром проявляется в очень сильном переживании не только по поводу оценок, но и в любых других делах. Нездоровое желание всегда и везде быть первым, неумение проигрывать, необходимость изнурять себя многочисленными, зачастую ненужными занятиями ради одобрения общества – всё это можно назвать синдромом отличника.
Безусловно, высокая успеваемость и другие успехи в учёбе и внеучебной деятельности важны, но только если человек хочет этого сам, если его моральное и физическое состояние не страдает от этого. Это ужасно, когда человек распыляется на миллион ненужных дел, чтобы показаться идеальным. У него просто не остаётся времени на себя. Нужно уметь сортировать действительно важные вещи, которыми хочется заниматься, уметь погрузиться в любимое дело.
На своём опыте могу сказать, что синдром отличника нужно лечить. Когда ты находишься в таком состоянии, становится очень трудно принимать свои неудачи и ошибки. Хотя все мы – люди, ошибаться – это нормально. Из-за неприятия этого могут появляться комплексы, ведь что может быть ужаснее, чем разочаровать себя. Я могу посоветовать людям с таким синдромом постараться относиться к себе как к живому человеку, а не роботу, научиться говорить людям "нет", если на какие-то дела нет времени или желания. И, конечно, важно заниматься любимым делом!
Анастасия Москалёва:
В моём окружении есть человек с синдромом отличника. Он до дрожи беспокоится за каждое полученное дело. Ему необходимо, чтобы всё было правильно и верно. Люди без этого синдрома намного спокойнее относятся ко многим вещам, принимают их как данное.
С одной стороны это хорошо, что человек хочет сделать всё правильно и угодить людям. Но ведь всем не угодишь. Такой человек, сделав ошибку, будет корить себя и переживать из-за мелочей. Поэтому надо просто пытаться проще относиться к некоторым вещам.
На мой взгляд, успехи в учёбе необходимы прежде всего для расширения кругозора и развития. В школе, например не столько важны оценки, сколько знания. Но всё происходит наоборот.
Наре Микаелян:
Я не общаюсь с такими людьми. Они, грубо говоря, тратят дополнительное время для того чтобы сделать всё идеально. С одной стороны, это хорошо, но с другой, в этом нет особого смысла, и за время, которое человек тратит на доведение заданий до совершенства, он мог бы сделать что-то более стоящее и полезное. Такие люди отличаются от других терпением, стремлением делать всё идеально.
Я думаю, что синдром отличника лечить не нужно. Надо просто стараться спокойнее относиться к некоторым вещам. Ведь если такой человек сделает что-то не так, неидеально, то он может очень сильно расстроиться или разозлиться. Подобные ярко выраженные эмоции ни к чему хорошему не приведут.
Я думаю, что высокая успеваемость не необходима для развития личности, но, безусловно, это каким-то образом влияет на нас.
Кристина Ибрагимова:
К счастью, в моём окружении людей с синдромом отличника нет, но были такие знакомые. Это проявляется в том, что человеку нужно сделать всегда всё идеально. Они хуже перфекционистов, очень критично относятся ко всему, что делают, их всегда что-то не устраивает.
Думаю, что этот синдром нужно лечить. Надо понимать, что человек не может быть идеален всегда и во всём. Это невозможно. Нужно относиться к себе уважительно и не корить себя за маленькие неудачи.
В будущем половина школьной программы мне вообще не пригодится, так что сильно высокая успеваемость тоже ни к чему. Внеучебной работой заниматься, конечно, важно. Кем ты себя видишь в будущем? Вот в этом направлении важно развиваться уже сейчас.
Владимир Шипилов:
В моём окружении есть люди с «синдромом отличника». Проявляется он по-разному – у кого-то это помешанность на идеальном выполнении работ, а у кого-то – получение оценок любой ценой. Иной раз мне кажется, что такие люди готовы продать душу за пятёрку по всем предметам.
На мой взгляд, высокая успеваемость в школе не так важна, как говорят некоторые люди. Нам нужно развивать разностороннее мышление, чтобы приспособиться к условиям рынка труда. Но помогут ли в этом хорошие оценки в школе? Отчасти – да, но в большинстве своём школьная программа бесполезна. Не будь её, однако, люди были бы гораздо глупее. А вот насчёт внеучебной деятельности я не могу дать однозначный ответ, так как кому-то она может помочь построить карьеру, а кого-то оставит ни с чем.
Мне кажется, что синдром отличника нужно «лечить» не только у ребёнка, но и у его родителей, так как чаще всего они и вешают на ребёнка непосильную ношу под названием «ты же должен быть отличником».
Надежда Мущинкина, психолог Института социальных услуг «ВЕКТОР»:
Что делать с синдромом отличника? Если вы уже зрелый человек или ученик старшей школы, то можете осознанно помочь себе. Попытайтесь ставить конкретные цели и выделять приоритетные задачи на данный момент. Разрешите себе хоть в чём-то ошибаться. Это трудно, но выполнимо. Например, начните занимать чем-то совершенно новым для вас, где маленькие оплошности точно неизбежны – когда вы это увидите, легче будет пересмотреть и свое отношение к привычному.
Ребёнку здесь, конечно, потребуется помощь. Объясните, что не всё в жизни зависит от оценок, и в небольших промахах нет ничего страшного. Да и в больших тоже. Главное – научиться делать выводы. Можно проиллюстрировать это примером персонажа сказки или фильма, который ошибается, но это даёт ему возможность для развития.
Вообще разговор является отправной точкой в решении любой проблемы, сколько бы лет вам ни было. Собеседником может быть как близкий человек, так и профессиональный психолог. Кроме того, вы можете в любое время получить поддержку специалиста, позвонив на Детский телефон доверия – 8-800-2000-122.
Дмитрий Шилов