ТЕХНОСЕССИЯ
Формат техносессии предполагает обучение предметной области «Технология» модульно, когда в течение одной недели выдаётся сразу 34 часа программы. В школе № 77 г. Пермь такие сессии проходят для учащихся 7-8 классов по 7 направлениям. В каждом из них одновременно работает до 10 человек.
– Подходы к изучению предметной области «Технология» сегодня являются самыми революционными: нет уроков по расписанию, а есть практические занятия на базе профессиональных лабораторий и мастерских наших социальных партнеров, – комментирует директор школы Елена Евгеньевна Иконникова.
Самыми неожиданными и востребованными для нас за последние два года стали «Медиажурналистика» (на базе ИП Дурбале М. И.), «Лаборант химического анализа» (на базе Пермского индустриального колледжа), «Флористика» (на базе Пермского агропромышленного колледжа), «Я – спасатель» (на базе Краевой школы медицины катастроф).
В рамках техносессий, которые проходят 2 раза в год, мы распределяем заинтересованных учеников по группам, и они начинают учиться по схеме: в первый день презентация и постановка задач на неделю, а также экскурсии на предприятия (АО «Сибур-Химпром», хлебозавод и др.), затем три дня практические работы в лабораториях и мастерских социальных партнеров. В конце интенсивной обучающей недели проходит защита. Ребята представляют результаты своей проектной задачи.
На вопрос «Зачем так «ломать» учебный процесс?» Елена Евгеньевна отвечает:
– Такое сетевое взаимодействие позволяет раздвинуть границы образовательного процесса. Мы знакомимся и изучаем различные технологические, производственные процессы. Через сессию мы уже в 7 классе опосредованно изучаем химию, физику, черчение, информатику и учимся взаимодействовать друг с другом: задача одна, а решает группа.
Особенностью техносессий школы № 77 является то, что после них происходит отбор активных учеников для участия в конкурсе «JuniorSkills». За два года мы стали участниками по направлениям «Лаборант химического анализа», «Инженерный дизайн», «Поварское дело», «Флористика», «Медиажурналистика».
Мнение педагогов
А что говорят о техносессии кураторы направлений, педагоги 77-й школы?
Алексей Владимирович Шаламов, заместитель директора по информационным технологиям:
– Я курирую два направления в формате техносессии: инженерный дизайн CAD, когда дети разрабатывают на компьютере трёхмерную модель какого-либо устройства или сувенирной продукции, а затем делают по данной модели чертежи, и прототипирование, которое предполагает реализацию разработанной модели в физический объект с помощью 3D-принтера.
Чаще всего мы с ребятами изготавливаем сборные модели, отпечатывая на принтере отдельные детали, а затем собирая их в единое целое.
Так, на прошедшей в этом году техносессии мы взяли за основу обычную детскую игрушку – машинку. Ребята изучили образец, сделали чертежи и изготовили детали, из которых уже сконструировали машинку, идентичную по форме образцу. По принципу сборки это напоминает конструктор лего.
Безусловно, весь процесс очень увлекателен для ребят и полезен. Для того, чтобы получить хороший результат, ученикам необходимо обучиться еще и базовым понятиям по черчению, научиться пользоваться основными измерительными инструментами – линейкой, транспортиром, штангенциркулем (так как в 7-8 классе черчение еще не изучают).
Елена Николаевна Мишина, учитель технологии, куратор «Технологической сессии»:
– В рамках осенней техносессии у нас с ребятами было два направления – кулинария и флористика. И, если в начале работ у ребят интерес обывательский: букет составить, приготовить и покушать, то после работы с мастерами агропромышленного техникума интерес профессиональный: «сочетаемость цветов, калорийность и питательность блюд». Содержание этих проектных направлений полностью соответствует программам подготовки к соревнованиям «JuniorSkills».
Презентации этих направлений самые яркие. Флористы представляли цветочные композиции, флорариум и удивляли своим вдохновенным рассказом. Участники направления «Кулинария» аппетитно представляли свою работу по разработке и дегустации профессионального меню.
В зимнюю сессию мы открыли еще одно творческое направление – «Тактильное рукоделие». Результат этой работы – создание отшитой книги для детей с ограниченными возможностями. В продолжение сессии мы направили работу на конкурс тактильных рукодельных книг «Тепло сердец – тепло ладошек».
Ребята отшивали по одной страничке, и в результате у них получилась мягкая многостраничная книга-игрушка с объемной квартирой с комнатами, страничками о путешествиях с палатками, машинкой и горами. Конечно, сессия – это творчество, профессиональное погружение в многообразный мир современных технологий.
Елена Николаевна Валина, учитель химии и ОБЖ:
– Первое направление, которое я курирую в рамках техносессии – «лаборант химического анализа». Сессия проходила осенью на базе Краевого индустриального техникума. При этом важно отметить, что химию у нас начинают изучать в 8 классе, и ребята, не пройдя еще ни одного урока, сразу попали в производственную лабораторию на целую неделю. Это очень хорошая мотивация к изучению предмета.
Несомненный плюс сессии в том, что на сторонней площадке ребята всю информацию воспринимают гораздо серьезнее. И атмосфера к тому располагает: дети находятся в отлично оборудованной лаборатории, с множеством сложных аппаратов.
Начинается сессия с техники безопасности, а затем мы приступаем к работе и исследованиям. Например, мы исследовали с ребятами яблочный сок разных производителей на содержание сахаров, кислотность. Помимо цифровой химии использовали и органолептический метод, что было открытием для детей.
Также проводили анализ воды из разных регионов на жесткость.
Конечно, в содружестве школьного учителя химии с преподавателем краевого индустриального техникума Дарьей Сергеевной Улановой занятия проходят как особая химическая реакция, когда каждый элемент дополняет друг друга, а результат эвристический для всех участников.
В ходе сессии мы выявили наиболее способных учеников по химии, и на следующий год они будут участвовать в конкурсе «JuniorSkills».
Второе направление связано с ОБЖ. В краевой школе медицины катастроф нас обучали правилам оказания первой помощи в чрезвычайных ситуациях, при переломах, кровотечениях, различать инфаркт от инсульта. Все эти знания крайне полезны для детей. Думаем, что они теперь и родителей, и бабушек могут консультировать и задавать алгоритм действия.
С нами работали педагоги центра, которые готовят мчсников. Как не поддаться панике, как ценно время и как сохранить холодную голову при горячем сердце.
Я сама учусь чему-то новому на этих занятиях в рамках техносессий.
Все педагоги – участники, разработчики проектных линий технологической сессии отмечают заинтересованность и возрастающую мотивацию к обучению у ребят. Этот вариант получения знаний, когда мы в процессе созидания обращаемся к тому, что уже знаем и «забегаем» вперед в большую науку.
Безусловно, это очень эффективный формат обучения, который школа будет развивать и дальше.
Беседовал Михаил Боталов