"ПЛОХ ТОТ СОЛДАТ, КОТОРЫЙ НЕ МЕЧТАЕТ СТАТЬ ГЕНЕРАЛОМ"
Дмитрий Сергеевич Хулапов стал директором МАОУ «СОШ № 64» г. Перми совсем недавно, однако при этом у него уже есть чёткий план развития учебного заведения. Имея за плечами достаточно продолжительный педагогический опыт, он, как никто иной, знает, как грамотно выстраивать работу с детьми. Для Дмитрия Сергеевича в первую очередь важен воспитательный процесс в образовании. Новый руководитель школы поделился с нами, как сделать школу вторым домом для детей, почему многие педагоги работают «на выгорание» и каким образом можно сохранить энергию после трудовых будней.
Вы впервые приняли пост директора школы? Если впервые, то что стало первопричиной данного решения?
– Да, это мой первый директорский пост. Если говорить о первопричинах, то это, в первую очередь, желание попробовать свои силы. Мой жизненный принцип звучит так: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Я сознательно шёл к управлению образовательным учреждением, и поэтому, когда мне предложили стать директором, я понял, что отказываться нельзя – другого шанса может и не быть. Однако быть директором – это очень сложно, поскольку это большая ответственность, накладывающая множество обязательств. В общей сложности я 8 лет работал учителем и всего один год – заместителем по воспитательной работе, поэтому управленческий опыт у меня не такой большой. Однако я стараюсь вникать и осваивать всё, что нужно для грамотного руководства.
Директор – это педагог или менеджер? Нужно ли оставлять за собой преподавательские часы?
– У меня есть часы, я работаю и педагогом. На самом деле, я заряжаюсь от детей. Например, я веду уроки два дня в неделю, и для меня оба эти дня – лучшие с точки зрения энергетики.
Школа – это место для детей, поэтому директор всё-таки должен быть педагогом, а потом уже менеджером. Ещё один мой принцип – школа должна быть тем местом, откуда ребёнок не захочет уходить. Директор должен понимать детей.
Расскажите о своей семье. Сколько у вас детей?
– У меня трое детей. Старшему сыну – 17, младшему – 12, а дочери – 7 лет.
Педагог – важный человек в жизни ребёнка, он может направить и помочь выбрать дело всей жизни. Как напомнить учителям об этом?
– Разрешение данной ситуации тоже в какой-то мере зависит от директора, потому что та атмосфера, которую ты создаёшь в школе, проецируется на школьников через учителей.
У меня был выпускник, который закончил исторический факультет НИУ ВШЭ. Когда он получил диплом, то написал пост, в котором поблагодарил меня за вклад в его успехи. Он отметил, что пошёл учиться на историка только потому, что мои уроки были ему очень интересны. Для меня это было удивительно и очень приятно. Это значит, что мой труд не проходит даром. Я не хочу, чтобы дети зубрили даты и имена. Для меня важно воспитать в детях умение учиться на ошибках прошлого.
Какие личности в истории являются наиболее авторитетными лично для вас?
– Очень сложно выделить отдельных личностей. Мы привыкли воспринимать исторических деятелей очень однозначно: этот – хороший, этот – плохой... Однако все они тоже люди со своими слабостями и ошибками. Я очень люблю приводить в качестве примера Николая II, поскольку в своё время изучал его дневники. Он был прекрасным семьянином. Возможно, Николай Александрович не был создан для государственной деятельности, однако он имел право на ошибку. Он хотел оставить трон в том виде, в каком получил его от отца, а груз реформ собирался возложить на будущее поколение. Однако реформы нужны были здесь и сейчас…
Чему учит такой пример?
– У Николая II не было выбора, трон достался ему от рождения. А у нас и у современных детей есть право выбирать. И когда мы говорим о деле всей жизни, мы должны понимать, что выбор есть всегда. И важно подходить к этому выбору здраво. Когда выбираешь свой путь, необходимо задать вопрос: «Какую пользу я могу принести другим людям?»
Есть ли такие учителя, которые не могут сбалансированно совмещать семейную жизнь и работу? Как достичь баланса?
– Конечно, такая ситуация имеет место быть. Я называю это «сапожник без сапог», когда ты учишь других детей, а своих оставляешь без должного внимания. Многие из моих коллег выгорают при общении с чужими детьми, и поэтому у них не остаётся сил на своих собственных. У меня была такая проблема, но я смог решить её с помощью специальных психологических практик и тренингов. Сейчас я чётко понимаю, что энергию со своими детьми я ищу в совместных занятиях. Например, на выходных мы все вместе ходили на каток.
Отказывали ли вы себе в отдыхе после работы, чтобы провести время с детьми?
– В моей жизни и такое бывает. Однако я не из тех людей, которые позволяют себе просто так отдыхать – как будто бы отстранённо. Можно находиться в одном помещении с детьми целыми сутками, и от этого не будет никакой пользы, а можно провести с ребёнком всего один час, но за этот час вы оба зарядитесь энергией. Я, например, люблю играть со своими детьми в настольные игры.
Приходилось ли вам слышать от своих детей упрёк в том, что у вас мало свободного времени?
– Мне кажется, что такие упрёки по большей части связаны с гендерными стереотипами о том, что мужчина всё своё время проводит только на работе. В мою сторону подобных упрёков не наблюдается, потому что все близкие с пониманием относятся к моей деятельности. Я, в свою очередь, точно так же готов даже самый маленький кусочек свободного времени проводить с семьёй. Смысл не в количестве проведённого вместе времени, а в его качестве.
Вы сами из учительской семьи?
– Нет, мои близкие не связаны со сферой образования. Каждый сам куёт своё счастье.
Расскажите о своих целях и планах на этот год, а также о школе, которой вы теперь руководите.
– Продление моего контракта будет в августе. По совету коллег, в первый год на посту директора нужно присмотреться к своей должности. В школе № 64 есть ребята с категорией СОП (Находящихся в социально опасном положении. – Прим. ред.). Именно поэтому моя главная цель – сделать воспитательную работу приоритетной. Благодаря хорошей воспитательной работе будут и высокие образовательные результаты. Если мы сделаем школу тем местом, из которого ребёнок не захочет уходить, то дети со сложным положением в семье смогут найти себе настоящий дом.
Я хочу, чтобы наша школа была ещё и таким местом, где воспитывают не только учеников, но также родителей и учителей. В этом процессе нельзя оставлять никого из участников. Сопротивление будет в любом случае, однако при этом важно всё делать мягко. Я всегда открыт для любого контакта. Ко мне часто приходят родители с разными просьбами, и такая открытость – тоже метод воспитания.
Автор: Анастасия Леонтьева
Беседовала: Наталья Ханова